Среда, Ноябрь 13, 2019
Главная > СМИ о нас > Учить и лечить

Учить и лечить

Актюбинский вестник:

Памятуя о том, что Актобе славится наличием АРГУ имени К. Жубанова и ЗКМУ имени М. Оспанова, странно слышать о дефиците педагогов и врачей. На этих страницах была сделана попытка выяснить из первых уст, насколько это мнение соответствует действительности. Оказалось, это правда. Минуют десятилетия, один общественный строй сменился противоположным, внедряются новые принципы обучения, но ситуация остается почти неизменной.
Каждый собеседник имел возможность раскрыть тему и на ограниченной газетной площади показать, какие меры предпринимаются для решения проблемы. При этом каждый постарался обойти щекотливый момент, который также влияет сегодня на создавшееся положение. Возможно, во всей полноте это мы осознаем позже. Все мы согласны с тем и помним, что в наших городах и селах всегда самыми почетными профессиями были учителя и врачи. Их труд ценили, их советы запоминали надолго, им всегда были благодарны. И то, что сейчас творится в обществе, и особенно в соцсетях, в иных СМИ не всегда оправдано. Вирус охаивания представителей этих одних из самых нужных профессий всуе заражает все больший круг людей, и, как результат, они теряют престиж, былой интерес у молодежи, которая и без того ищет более легкую, высокооплачиваемую и не всегда востребованную работу. Мы никого не защищаем, просто просим задуматься, кто будет завтра учить и лечить нас. Об этом наша Главная тема.

Трудоустройство наших выпускников – на первом плане

Бибигуль АБЕНОВА, проректор по учебной работе Актюбинского регионального государственного университета имени Кудайбергена Жубанова:
– В нашем университете 27 образовательных программ, по которым обучаются будущие педагоги. Речь идет, к примеру, не только о физике, математике, истории, но и о смежных специальностях. В числе двойных: физика-математика, математика-информатика, физика-информатика, история-география, история-религиоведение, химия-биология. Всего по казахстанскому классификатору шесть смежных специальностей. По всем имеем лицензии, как и по образовательным направлениям, кроме начальной военной подготовки.
Обратите внимание, сейчас под термином «специальность» подра-
зумеваем образовательные программы. Мы хорошо знаем, что в области ощущается острая нехватка преподавателей русского языка и литературы, учителей начальных классов, математики для русских школ. Проблема в том, что на данные образовательные программы почти нет контингента, поэтому мы не можем покрыть потребность области на этих учителей. Как выход из ситуации, стараемся трудоустроить выпускников в русских школах.
Что касается русского языка и литературы, по этой программе изъявили желание учиться в этом году всего 12 студентов. Имеется еще образовательная программа «русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения», но наш выпуск не покрывает потребность области. Выпускники казахских школ не идут на эти специальности, но мы активно ведем профориентационную работу и только поэтому получаем в результате 12-15 студентов.
Руководство университета не сидит сложа руки, разрабатываем новые инновационные программы, предпринимаем попытки разнообразить существующие образовательные программы, чтобы привлечь студентов. Например, касательно учителей русского языка и литературы, на наш взгляд, выпускники казахских школ не идут на эту специальность, так как на ЕНТ для нее предусмотрены профильные дисциплины, они боятся рисковать. Как выход из ситуации мы создали новую образовательную программу «казахский, русский языки и литература», где профильная дисциплина «казахский язык и литература». И дети поступают на нее, в этом году приняли абитуриентов на эту специальность.
Модернизируем образовательные программы по всем направлениям. Например, по шести программам идет полиязычное обучение, то есть на трех языках: казахском, русском и английском. По обновленному содержанию среднего образования с 2020 года по естественным дисциплинам будут преподавать учителя, владеющие английским языком. Эту систему ввели для будущих преподавателей по физике, математике, информатике, химии, биологии и дефектологии. Попутно замечу, что по дефектологии есть три траектории (специализации) образовательной программы – олигофренопедагогика, сурдопедагогика и логопедия. По логопедии с 2017 года идет полиязычное обучение.
С этого учебного года по заданию Министерства образования и науки ввели полиязычное обучение по специально разработанной образовательной программе «дошкольное обучение и воспитание».
В нашей области 49,9 процента школ являются малокомплектными. Малокомплектные школы – проблема не только для области, но и всей республики, на что обратил внимание Глава государства и поручил по возможности сохранить их, на это направлены все наши программы. Выпускники смежных образовательных программ могут преподавать по двум дисциплинам. Также ввели программу двудипломного образования для обучающихся по одной образовательной программе.
Реагируем на спрос рынка труда, идем на прямое сотрудничество со школами. Создали более ста филиалов, из них примерно 70 на базе общеобразовательных школ и дошкольных организаций. Филиалы становятся базой для практики наших студентов, в этом как раз элементы дуального обучения. Тесно сотрудничаем с районными и городским отделами образования, постоянно проводим для них мероприятия на нашей базе. Большие надежды возлагаем на «Караван Жубанова», который во главе с ректором университета Бауржаном Ердембековым объезжает районы. До осенних школьных каникул побывали в пяти районах и в ноябре возобновили эту работу.
Мы не только готовим педагогов, но и целенаправленно отслеживаем трудоустройство наших выпускников. Каждую неделю ректор запрашивает информацию. При этом разделяем понятия «занятость» и «трудоустройство». К примеру, в июле выпускник завершил учебу, но, получив диплом, решил поступить в магистратуру. Его относим к первой категории. Также и выпускницу, которая вышла замуж и родила ребенка. Трудоустроены те, кто конкретно имеет работу. Если вуз имеет менее 50 процентов трудоустройства, то он лишается лицензии образовательной программы. В 2018 году выпустили по образовательным программам 1 805 человек, трудо-
устройство составило 77 процентов, по данным центра ГЦВП. Окончательную информацию по 2019 году получим в конце ноября. По нашим сведениям, тенденция сохраняется.

Необходимо усилить профориентационную работу в школах

Гульжанат ЖАНТУРИНА, руководитель отдела кадров областного управления образования:
– В государственных организациях образования области трудится более 17 тысяч педагогов. Анализ потребности кадров показывает: если в 2016-2017 учебном году не хватало 328 учителей, то в 2017-2018 учебном году – 290, в 2018-2019 учебном году – 145. В настоящее время в результате привлечения молодых специалистов потребность в специалистах уменьшена до 120.
При этом хотела бы уточнить, что не хватает 10 учителей начальных классов для русских школ: 25 – русского языка и литературы, 18 – английского языка, 15 – математики, из них 8 для русских школ, 8 – физики, 7 – химии, столько же информатики, 6 – художественного труда, 4 – начальной военной подготовки и т.д. Особый дефицит учителей-предметников испытывают в Айтекебийском, Байганинском, Мартукском, Уилском, Хромтауском районах и в городе Актобе.
Организации образования решают проблему дефицита востребованных специалистов за счет дополнительной нагрузки на работающих педагогов, оставлением пенсионеров на работе на контрактной основе сроком на один год.
Также регулярно проводятся встречи и круглые столы в Актюбинском региональном государственном университете имени К. Жубанова. Сказывается то, что среди абитуриентов при выборе профессии не пользуются популярностью такие специальности, как математика (русская группа), русский язык и литература, казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения, русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения.
Для решения проблемы совместно с высшими учебными заведениями в течение каждого учебного года планируется продолжить и активизировать системную профориентационную работу с учащимися школ районов и городов.

Врачи нужны всегда

Асет КАЛИЕВ, руководитель управления образования области:
– Я не скажу, что у нас все гладко с обеспечением кадров. На сегодня не хватает 68 специалистов, из них только 20 нужны в медицинских организациях областного центра.
При этом в нынешнем году трудоустроили 122 выпускника Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова, столько человек осталось работать в нашей области. Из них 50 человек мы направили в районы по госпрограмме «С дипломом – в село». Для них дополнительно к существующим льготам аким области Ондасын Уразалин выделил по полтора миллиона тенге.
И все же дефицит кадров сохраняется. В основном высок спрос на анестезиологов, реаниматологов, акушеров-гинекологов, врачей узких специальностей педиатрии: детский травматолог, детский нейрохирург. Работа по обеспечению кадрами ведется целенаправленно, с прошлого года выделяем целевые гранты на резидентуру, она следует за интернатурой и это подразумевает углубленную специализацию. В этом году набрали 30 человек, дополнительно к ним 11 человек через городской акимат. Все они обучаются в резидентуре за счет бюджета области. Ранее дали гранты на те специальности, по которым ощущаем острую потребность. Да, конечно, они учатся долго – два-три года в зависимости от специальности, поэтому только со следующего года начнем получать первых выпускников. Через пару лет планируем максимально покрыть все потребности и решить проблему кадрового обеспечения здравоохранения области.
Замечу, что и на следующий год запланировано выделение средств для гранта.
Если обратить внимание на районы, то врачи нужны в каждом из них, но особенно в Алгинском, Мугалжарском и Хромтауском. Речь идет одинаково о центральных районных больницах и сельских амбулаториях. К примеру, в Алге сейчас нужны два врача общей практики. С прошлого года ведем работу над разукрупнением участков. Раньше один участковый врач обслуживал 2 000-2 200 человек, сейчас по стандарту – в среднем 1 700. Раз людей на участке становится меньше, значит, мы должны создавать новые. В частности, в этом году дополнительно открыли 37 участков, соответственно, туда нужны специалисты. И все же динамика по кадрам положительная, были годы, когда в области не хватало более ста врачей.

Сохраняем связь с выпускниками

Алтын АЛМАГАМБЕТОВА, руководитель отдела профессиональной практики студентов и мониторинга трудоустройства выпускников Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова:
– В этом году 830 человек получили дипломы нашего университета. Из них 583 – выпускники клинических специальностей интернатуры и резидентуры, обучавшиеся по государственному образовательному гранту. В том числе 576 выпускников интернатуры по самым востребованным специальностям: врачи общей практики – 144, терапия – 82, хирургия – 114, педиатрия – 73, акушеры – 54, стоматология – 109. Трудоустроено 270 человек, в декретном отпуске находятся 74 выпускника интернатуры. Пока не трудоустроено 10 человек, в их числе четыре хирурга (один из них призван на срочную службу в армию) и шесть стоматологов. Продолжают обучение 222 выпускника интернатуры. Процент их трудоустройства составляет 98 процентов.
По двенадцати специальностям резидентуры выпущено 153 человека, из них 123 трудоустроено, остальные находятся в декретном отпуске.
По бакалавриату насчитывается 79 выпускников, из них по специальностям: общественное здравоохранение – 62, фармация – 5, сестринское дело – 12. Процент трудоустройства по данной категории – 87,3 процента.
В нынешнем году вступило в силу постановление Правительства РК о том, что выпускники интернатуры, обучавшиеся по государственному образовательному гранту, должны отработать три года в государственных медицинских учреждениях. Ежегодно вузы самостоятельно распределяют выпускников и проводят различные мероприятия по трудоустройству будущих врачей уже с сентября.
Университет выявляет потребность в медицинских кадрах в управлениях здравоохранения Атырауской, Мангыстауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и нашей областей, с которыми тесно сотрудничает. В течение года организовывает встречи с работодателями, представителями областных управлений здравоохранения, ресурсных центров, создавая тем самым все условия для качественного трудоустройства. В апреле для ликвидации дефицита врачей в сельской местности в данную работу включилось Министерство здравоохранения: республиканской комиссией было распределено 460 человек. 124 выпускника освободили от так называемой отработки: это те, кто находится в декретном отпуске, беременные и имеющие детей до трех лет.
185 молодых специалистов отправились работать в районы в рамках госпрограммы «С дипломом – в село». В их числе 111 врачей, обучившихся по сельской квоте.

Над Главной темой работала Жанат СИСЕКЕНОВА