Завершился визит в нашем университете доцента кафедры рекреационной географии и туризма Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидата географических наук Наталии Владимировны Шабалиной. Она посетила наш ВУЗ по приглашению кафедры географии, где осуществляется подготовка кадров в отрасли туризма. Программа пребывания Н.В.Шабалиной была очень насыщенной. Доцент читала лекции студентам по дисциплине «Гостиничное хозяйство», принимала участие в онлайн-семинаре с членами Русского географического общества на тему «Актуальные проблемы развития туризма». А в ходе круглого стола, посвященного проблемам и перспективам развития гостиничной индустрии в Актобе, гостья из Москвы делилась своими идеями. Их выслушали не только студенты и преподаватели ВУЗа, но и приглашенные на мероприятие представители гостиничного бизнеса города. В ходе своего визита Наталия Шабалина также успела зайти в редакцию и ответила на вопросы журналиста Гульнары Караша.
Наталия Владимировна, сфера вашего научного интереса охватывает современные направления туризма. Насколько они актуальны на сегодняшний день в Вашей стране, в Казахстане и в целом в мире?
Современный туризм — глобальное явление ХХI века, являющееся не только формой отдыха и проведения досуга, но и одной из наиболее активных форм общения людей, освоения новых территорий и ключевым сектором экономики. Современный туризм − важнейшая сфера жизнеобеспечения деятельности человека, направленная на восстановление и развитие его физических, психологических и интеллектуальных сил. Туризм способствует повышению духовности, формированию национальной идентичности, является важным звеном патриотического воспитания, выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия. В постиндустриальном обществе в результате технологической революции, бурного развития цифровых технологий, создания социальных сетей важное значение приобретают эмоции и впечатления. Увидеть родную страну своими глазами, услышать, ощутить — важные функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Будучи элементом народной дипломатии и «мягкой силы», туризм решает задачу предоставления достоверной информации, развенчания устоявшихся «мифов» и формирования реального образа открытой к дружбе и взаимовыгодному сотрудничеству между странами и народами. О бурном развитии туризма в последние 10–20 лет свидетельствуют данные о росте международных туристских поездок (на 30 %. по сравнению с 2000 г.) и рост количества прибытий иностранных туристов в мире в 36 раз. По прогнозам, к 2020 г. количество международных туристских поездок увеличится до 1,6 млрд. Наиболее интенсивные контакты в сфере туристских обменов происходят между соседними странам. Поэтому теплые дружеские отношения между Россией и Казахстаном только способствуют росту интенсивности туристских потоков. Для России, Казахстан – стратегический партнер, об этом свидетельствуют и подписанные в 2016 году соглашения в сфере туризма, и объемы взаимных туристских потоков на уровне около 3 млн поездок.
Современный этап развития туризма связан с новыми организационными формами развития туризма – туристско-рекреационными кластерами. Их эффективность доказана международным и российским опытом. Сегодня в различных регионах России формируется сеть туристско-рекреационных кластеров, обеспечивающих потребности граждан Российской Федерации в отдыхе, путешествиях, лечении и т.д., и получивших федеральную поддержку в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011 – 2018 гг.». За период реализации ФЦП, на январь 2017 года 46 туристско-рекреационных кластеров получили федеральную поддержку. Республика Казахстан также идет по пути кластаризации туризма, использования механизмов государственно-частного партнерства, что прописано в государственной и региональных программах развития туризма. Именно в тесной связке бизнеса-общества (включая научные и образовательные учреждения)-администрации видятся перспективы для развития туризма и в России, и в Казахстане. Развитие туристско-рекреационных кластеров разного ранга – от локальных до национальных – позволит создать единую сеть предприятий и организаций рекреации и туризма, обеспечивающих потребности граждан Казахстана в отдыхе.
Туризм — один из приоритетных направлений экономического развития любой страны. Поэтому подготовка квалифицированных, конкурентоспособных кадров является главным вопросом этой отрасли. Какими выпускниками гордится ваш вуз?
Развитие туризма невозможно без кадрового сопровождения. В этой связи уже на протяжении 25 лет в Российской Федерации ведется процесс развития и совершенствования системы профильного туристского образования, включающую начальное, среднее, высшее и дополнительное образование. В МГУ имени М,В,Ломоносова подготовка кадров для туристской индустрии ведется по двум образовательным направлениям высшего образования:
«Туризм» (бакалавриат 4 года и магистратура 2 года);
«География (профиль «Рекреационная география и туризм») – бакалавриат 4 года.
Программы дополнительного образования в сфере туризма включают краткосрочные программы повышения квалификации от 16 часов («Классификация гостиниц и иных средств размещения», «Региональное планирование в туризме», «Страноведение и международный туризм», «Информационные технологии в туризме» и т.д.);
Программы профессиональной переподготовки («Мастер делового администрирования в сфере туризма и гостеприимства», «Инновационные технологии формирования и управления гостинично-туристскими комплексами», «Страноведение и международный туризм», «Туризм и экскурсионное дело») от 10 месяцев по 2 лет.
По окончании программ слушатели получают удостоверения и дипломы МГУ имени М.В.Ломоносова.
Многие программы прошли общественную экспертизу профессиональных общественных организаций (Российского союза туриндустрии, Российской гостиничной ассоциации и т.д.).
За время существования специализированной кафедры рекреационной географии и туризма на географическом факультете МГУ (с 2004 года) было подготовлено свыше 100 специалистов, 5 аспирантов, более 250 человек прошли программы повышения квалификации и переподготовки. Среди выпускников основных и дополнительных образовательных программ кафедры: председатель подкомитета по туризму Государственной Думы РФ, сотрудники Федерального агентства по туризму РФ, сотрудники Министерства культуры РФ, сотрудники средств массовой информации, представители гостиничных объединений, туристских холдингов и т.д. Важно, что в МГУ готовятся специалисты-концептуалисты, которые системно смотрят на развитие туризма. Комплексность, хорошая теоретическая подготовка и практико ориентированность образование являются залогом успеха наших выпускников.
В каких вузах Вы читали лекции перед студентами, и чем Вам привлекателен Казахстан?
В МГУ приветствуется мобильность преподавательского состава. Поэтому традиционно есть вузы-партнеры, приглашающие для чтения лекций и проведения мастер-классов в рамках образовательного направления «Туризм». Из российских вузов мне приходилось читать лекции и проводить мастер-классы в Санкт-Петербургском государственном университете, Крымском федеральном университете, Уральском федеральном университете, в Смоленском гуманитарном университете, Российской международной академии туризма, в Российском университете дружбы народов, Экономическом университете имени Плеханова, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и т.д.
Опыт работы в Казахстане привлекателен по нескольким причинам:
- новыми научными и образовательными перспективами сотрудничества: совместными практиками, конференциями, проектами;
- заинтересованной и благодарной аудиторией – ребята готовы слушать, задавать вопросы, впитывать новые знания, дискутировать и т.д.
- новым взглядом на возможности развития туризма – подходы, организационные механизмы, направления.
В процессе работы мы всегда не только отдаем знания, но и получаем новые впечатления и идеи для дальнейшего научного развития.
Какие вопросы больше интересовали актюбинских студентов во время Ваших занятий?
У меня на занятиях присутствуют студенты различных курсов и, следовательно, различного уровня подготовки. Но их интересует российский опыт: Какие виды туризма развиты в России? Какие виды гостиничных предприятий развиты в России? Какие виды гостиничных предприятий нужно развивать в Актобе? С чего начинать гостиничный бизнес? Как вы видите, все вопросы практические. Наверное, именно конкретные практические знания и умения сейчас необходимы старшекурсникам по гостиничному бизнесу, чтобы работать по специальности и добиваться успехов.