Понедельник, Июнь 24, 2019
Главная > Наука > Новый проект «финансовый альманах»

Новый проект «финансовый альманах»

В середине июня подвели итоги конкурса «Лучший молодой ученый Актюбинской области-2017» в трех номинациях — «Естественные и технические науки», «Общественные и гуманитарные науки» и «Экономические науки и бизнес». Победители, занявшие призовые места, получили грантовое финансирование для полной или частичной реализации своих проектов.

Подобный конкурс проводится уже второй год по инициативе акима области. Организаторы – областное управление по вопросам молодежной политики и общественный фонд «Совет молодых ученых». Цель конкурса — поиск новых решений проблем молодых ученых и соискателей, а также стимулирование массового участия молодежи в научно-исследовательской деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и учет» АРГУ имени К. Жубанова Жумагуль Макашева (на фото) защитила свой научно-исследовательский проект «Финансовый альманах» и заняла II место в номинации «Экономические науки и бизнес».

Практикум

— Вообще, я не преподаватель, экономист-финансист с профильным образованием. Кандидатскую защитила не по теории, а по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит». Но когда работаешь в учебном заведении, необходимо учить студентов по учебникам и методическим пособиям. За 16 лет преподавательской деятельности по крупицам, постепенно собирала свой опыт, чтобы реализовать его в проекте.

Я взяла дисциплины, непосредственно связанные с финансами, соединила их между собой и сделала практикум, — рассказывает молодой ученый.
По ее словам, получился абсолютно не книжный практикум. Педагог-финансист выпроводила своих студентов из аудиторий и заставила ходить практиковаться в банки, инвестиционные и страховые компании, а также в пенсионный фонд.

— С 2016 года Министерство образования и науки внедрило на первом курсе всех вузов такой предмет, как «Введение в специальность». Для того, чтобы студенты знали и выбрали нужную для себя траекторию. Именно на первом курсе, а не только на третьем или четвертом. Еще на первом курсе появился предмет «Институты финансовых рынков», — поясняет кандидат экономических наук.

Новаторские методы и формы

Сам по себе проект является новаторским. Его цель – реализовать и внедрить оптимальную модель преподавания, при которой будет использован опыт субъектов отечественного финансового рынка, применены инструменты финансовых институтов в учебном процессе.

Аналогов внедрения такого научно-исследовательского проекта в других вузах нашей области нет.

Если говорить немного забегая вперед, есть три основных алгоритма: экскурсии, депозиты, ценные бумаги.

Если говорить о задачах проекта на простом языке, это повышение финансовой грамотности учащихся всех учебных заведений; исследование доходности финансовых инструментов, наиболее подходящих для населения. И еще необходимо научить их правильно вкладывать деньги и отслеживать, как они работают.

Все это напрямую перекликается с Посланием Президента РК к народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в котором Глава государства третьим приоритетом макроэкономической стабильности назвал дальнейшее развитие фондового рынка.

К сожалению, пока этот сегмент ценных бумаг для многих казахстанцев не совсем понятен. Традиционными для большинства являются депозиты.

Все познается в сравнении

— Экскурсия – это неотъемлемый атрибут первой ступени. Для того, чтобы будущие финансисты определились, где в дальнейшем будут работать — в банке или инвестиционной страховой компании, я их просто туда отвела. Нам даже разрешили в АФ Национального банка зайти и посмотреть, как это все работает изнутри. Нам организовали суперэкскурсию.
В два коммерческих банка студентов сводила и в инвестиционную, страховую компанию. До ЕНПФ, правда, мы пока не дошли, — отмечает финансист.

На втором курсе есть дисциплина «Деньги. Кредит. Банки». На самом деле, у нас есть много финансовых инструментов. И вот там уже Жумагуль Макашева предлагает своим студентам открывать депозиты в банках второго уровня и ежемесячно прослеживать капитализацию средств. При возможности – пополнять вклады. Это вторая ступень.

— Знаете, как эта мысль появилась? Как-то захожу я в аудиторию и спрашиваю: «А сколько вы тратите карманных денег в месяц и на что?». Оказалось, в основном на развлечения. Конечно, у всех возможности разные. Как выяснилось, от 20 до 40 тысяч тенге в месяц.

Второй мой вопрос: «Почему вы сейчас не копите?». Ведь можно начинать откладывать уже сейчас, а не тогда, когда возникнет большая необходимость в этом.

Экономить надо не тогда, когда деньги кончаются, а когда они еще есть в целости и сохранности, — убеждена кандидат экономических наук.

Третья ступень – третий и четвертый курсы. Здесь уже рассматриваются другие финансовые инструменты и их практическое использование.

Управление портфелем ценных бумаг. Цель – выбор профессионального участника рынка ценных бумаг, открытие счетов в Центральном депозитарии ценных бумаг. Сравнительный анализ прибыльности депозитов и ценных бумаг, оценка рисков.

На втором курсе многие студенты открывают депозиты и уже отдают предпочтение тому или иному коммерческому банку.

Далее рассматриваются ценные бумаги. Как правило, очень выгодное вложение – покупка акций на первичном IPO. Некоторые акции выходят на торги с потенциалом в 30-35%. Это больше, чем ставка по депозитам.

Можно выходить на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Есть, конечно, риск, что акции потеряют в цене, но депозиты застрахованы. Вот для этого и нужно уметь оценивать риски. Можно ведь использовать и все инструменты сразу.

— Я практикую такую модель, чтобы все деньги, накопленные на втором курсе, студенты третьего курса потратили на покупку ценных бумаг.

Для чего я это делаю? Когда не было практики открытия депозитов, на третьем курсе у студентов не хватало денег, когда проходили различные IPO, чтобы приобрести акции. Некоторые просто локти кусали. Теперь у них есть накопления и опыт.

Результат интересный и заслуживает внимания: 57% студентов третьего курса зашли на Казахстанскую фондовую биржу, 10% — на Нью-Йоркскую фондовую биржу, у 33% — индивидуальные проекты по ЦБ.

У многих прибыль составила 30%! Получили дивиденды и на них еще прикупили акций. Они уже постоянно проводят мониторинг фондовых рынков и делают свои выводы, — подводит итог Жумагуль Макашева.

Кстати, на финансовые средства полученного гранта ученая будет продолжать работу над своим проектом, а также поедет на курсы повышения квалификации в Алматы.

Владимир БУРЬЯНОВ
Газета Актюбинский Вестник

23 комментариев для “Новый проект «финансовый альманах»

  1. I’m not sure exactly why but this site is loading extremely slow
    for me. Is anyone else having this problem or is it a problem on my end?
    I’ll check back later and see if the problem still exists.

  2. Just desire to say your article is as astonishing. The clarity in your
    post is simply spectacular and i could suppose you’re an expert on this subject.
    Fine along with your permission allow me to clutch your
    feed to keep up to date with forthcoming post.
    Thank you one million and please keep up the gratifying
    work.

  3. Write more, thats all I have to say. Literally, it seems as though you relied on the video to make your point.
    You clearly know what youre talking about, why waste your intelligence on just posting
    videos to your weblog when you could be giving us something informative to read?

  4. It is appropriate time to make some plans for the future and it’s time
    to be happy. I’ve read this post and if I could I desire
    to suggest you some interesting things or tips.
    Maybe you could write next articles referring to this article.
    I want to read more things about it!

  5. Have you ever considered writing an e-book or guest authoring
    on other websites? I have a blog centered on the same subjects you
    discuss and would really like to have you share some stories/information. I know
    my visitors would enjoy your work. If you’re even remotely interested,
    feel free to send me an e mail.

  6. hey there and thank you for your info –
    I’ve definitely picked up anything new from right here.
    I did however expertise several technical points using this
    site, as I experienced to reload the website a lot of times previous to
    I could get it to load properly. I had been wondering
    if your web hosting is OK? Not that I’m complaining, but sluggish loading instances times will
    very frequently affect your placement in google and can damage your high-quality score if ads and marketing with Adwords.
    Well I’m adding this RSS to my email and could look out for much
    more of your respective exciting content. Ensure that you update this again very soon.

  7. Pretty section of content. I just stumbled upon your website
    and in accession capital to assert that I get in fact enjoyed account your blog posts.
    Any way I will be subscribing to your feeds and
    even I achievement you access consistently
    rapidly.

  8. After going over a number of the blog posts on your web page, I seriously appreciate your way of writing a blog.

    I added it to my bookmark site list and will be checking back soon. Take a look
    at my web site too and let me know what you think.

  9. Greetings from Los angeles! I’m bored to tears at work so
    I decided to check out your site on my iphone during lunch break.
    I enjoy the knowledge you present here and can’t wait to take
    a look when I get home. I’m surprised at how quick your blog loaded on my phone ..
    I’m not even using WIFI, just 3G .. Anyways, fantastic blog!

  10. Have you ever considered about adding a little bit more than just
    your articles? I mean, what you say is important and everything.

    However think of if you added some great photos or video clips to give your posts more,
    «pop»! Your content is excellent but with images and
    clips, this website could undeniably be one of the greatest in its niche.

    Good blog!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *