Четверг, Апрель 25, 2024
Главная > СМИ о нас > Искусство на кости

Искусство на кости

«Казахстанская правда»:

Ее изделия необычны и отличаются своеобразным стилем, поскольку в качестве главного подручного материала молодой мастер прикладного искусства Гульдана Сериккызы использует обыкновенную кость.

Эксклюзивных работ у Гульданы нынче около 200. В селе Кемерши Байганинского района о ней столько добрых отзывов можно услышать: она и художник, и скульптор, и дизайнер. Но основная профессия – учитель. То есть все это она совмещает воедино, и при школе открыла целый кабинет-музей, кружок организовала, и дети с огромным желанием его посещают. Столько нового они для себя открывают на ее уроках – из обычной кости такие сувениры можно сделать, что ахнешь. А фантазиям, как говорится, нет предела.

Тяга к живописи, прикладному искусству у Гульданы Сериккызы с детства. Потому с получением школьного аттестата в селе Бактыгул, где она родилась и вырос­ла, сразу же решила освоить профессию художника-дизайнера. Поступила сначала в Актобе в гуманитарный технический колледж, далее продолжила учебу по этой же специальности в региональном Государственном университете им. К. Жубанова.

Нет, в городе не стала оставаться, хотя и предлагали работу, а вернулась в родное село – в Бактыгул. В местной школе преподавала живопись. Позже по семейным обстоятельствам перевелась в село Кемерши, где также ей предложили вести занятия по специальности.

Изделиями из кости Гульдана занимается уже больше года. Никто не учил этому новому для нее направлению. Просто наблюдательна и на мир смотрит как-то иначе, вернее, глазами любознательного художника. Какой-либо обычный предмет, на который мы зачастую вовсе не обращаем внимания, у нее может вызвать необыкновенные творческие идеи.

Как известно, у казахов по давней степной традиции всегда рады любому гостю, переступившему порог их дома. Все элементы этого гостеприимства ярко выражены и соблюдаются даже в процессе основной трапезы – при «табақ тарту» (традиционный порядок преподношения гостям мяса по-казахски), когда каждый костный лакомый кусок мяса предоставляется гостям с учетом их возраста, чина, статуса, уровня почитания. И этот, казалось бы, привычный уклад, штрих из обыденной жизни степняков не ускользнул от взгляда художницы.

– Я выросла в селе, и мне все это знакомо, – улыбается Гульдана. – За каждой обрядовой казахской традицией кроется огромный воспитательный смысл почитания и уважения старших. Потому при подборе и обработке той или иной кости домашней живности, при нанесении на нее рисунков, классических узоров исхожу прежде всего из этой концепции.

Для первой своей работы Гульдана использовала кәрі жілік – лучевую кость крупного рогатого скота. Она самая почитаемая у казахов. После трапезы ее обычно не выбрасывают, а вывешивают в доме на видном месте. Существует поверье, что лучевая кость приносит шаныраку единство, удачу, достаток, здравие. Она также служит оберегом от сглаза. Порой в некоторых домах висят сразу несколько кәрі жілік. Так вот, с учетом этого смыслового значения в руках мастера-худож­ника кәрі жілік из обычной кос­ти превращается в настоящее произведение искусства – в тот самый оберег, правда, с яркими, причудливыми рисунками и узорами.

Сувенирная продукция просто завораживает. Есть необыкновенные изделия из таких костей, как жанбас, жауырын, омыртқа, асық жілік… Каждая работа вобрала в себя, с подачи художницы, некий философский смысл, мудрость предков, без чего невозможно сделать ее такой, какая она есть.

По словам Гульданы, она интересуется историей Великой степи, поэтому, прежде чем взяться за дело, старается изучать архивные источники. Во многом ей помогает отец Серик Адай, тоже творческой души человек – не расстается с домброй, знает много жырау-преданий, легенд, связанных с истоками становления степного края, своей родос­ловной. На основе его рассказа о святости такого казахского музыкального инструмента, как кобыз, Гульдана изготовила изделие с изображением этого древнего смычкового инструмен­та – оно точь-в-точь слилось с формой кости – жауырын. Появились также работы с рисунками лошади, которая, несомненно, в жизни и быту степняков занимает особо почетное место. Есть народное поверье о том, что нельзя разорять гнездовье карлыгаш – ласточки, поскольку она олицетворяет уют и покой в доме. Потому изображение этой птицы с изречением великого степного мудреца легло в основу еще одной работы Сериккызы.

Технология изготовления изделий непростая, требует большого терпения, усидчивости. Сначала эскиз рисунка следует тщательно продумать, поскольку каждая его деталь, пусть даже небольшой штрих, должны нести в себе особую смысловую нагрузку, связанную с традициями и обычаями предков, с их мудрыми крылатыми высказываниями. Помимо того что нужно подобрать нужные элементы костей, необходимо их подчистить, прокипятить и лишь после этого наносить на них водостойкую краску, лак, чтобы рисунки долго сохранялись.

На выставку в Актобе, которая прошла недавно в здании областной Ассамблеи народа Казахстана, Гульдана Сериккызы привезла лишь небольшую часть своих эксклюзивных работ. Однако есть у молодой художницы задумка – показать в перспективе все свои работы на выставках более высокого уровня: республиканского и международного. В коллекции имеются и прекрасные картины на разную тематику и скульп­турные композиции. В планах у Гульданы – открыть собственный музей с изделиями из кости.

Жубаныш Байгуринов

https://www.kazpravda.kz/fresh/view/iskusstvo-na-kosti