Суббота, Апрель 20, 2024
Главная > Новости > Выбор профессии и вуза: агитировать или ориентировать?

Выбор профессии и вуза: агитировать или ориентировать?

Счастливый человек – счастлив во всём: в семье, в профессии,

в своём окружении… Если вы состоялись как личность,

то большая заслуга в этом – вашей профессиональной среды,

которая стала кузницей личностного роста.

Автор   

Эпиграф к этой статье не банальное вступление, а проверенное временем понимание того, что Человека формирует его профессия или деятельность. Все приобретаемые в течение жизни навыки, способности, компетенции, стиль жизни, мировоззрение, личностный менталитет, взращиваются, всё-таки, в профессиональной жизни каждого из нас. Не раз приходилось наблюдать, как по манере общения и поведения, культуре речи и этикету, легко распознают профессиональную принадлежность или сферу деятельности человека. Это не требует специальной диагностики.

Профессиональная среда формирует, преобразовывает и моделирует личностные качества человека, кроме того, известно, что любимая работа или дело – это источник развития личности и духовного благосостояния. И, наоборот, не любимое дело и чуждое окружение – источник поглощения твоей энергии и духовных ресурсов. Обычно, опытные тренеры по личностному росту и лидерству советуют незамедлительно менять такую обстановку и не подвергать себя самоистреблению. Вот что значит в жизни человека его профессия.

Бытует умная поговорка, что нельзя ошибаться в выборе спутника жизни, профессии и друзей, т.е. своего окружения. Нельзя не согласиться, что эти три важных кита определяют главные ставки нашей будущей жизни, ваш выбор в дальнейшем отразится на плоскости «быть или не быть?». Как известно, все три важных выбора, человек делает, в нашем обыденном, устоявшемся понимании, не в зрелом возрасте, а на заре своей молодости. Так, мы все, будучи молодыми людьми, на начинающем этапе своей социализации, под «давлением» или стечением обстоятельств, в силу требований временных факторов и обязательств, амбиций и менталитета родителей, общества начинаем форсировать все важные события своей жизни. Выбор профессии, выбор вуза, далее – спутника жизни, вот, пожалуй, и весь мобильный перечень необходимых шагов. Выполнен «план развития и становления» себя, в котором, львиную долю участия принимали не сами молодые люди, а все – родители, родственники, школьные учителя и т.д. Это реалии нашей жизни и они «по умолчанию» не требуют  критики, оценки, цензуры.

Понятно, что только конкретная доля родителей способна предоставить право выбора, учитывая интересы и потенциал молодого человека – так называемого абитуриента, не только вуза, но и взрослой жизни. Быть родителем абитуриента – это значит быть подкованным и готовым к участию в его правильной профориентации или довериться грамотным специалистам.

Нельзя не отметить хорошую тенденцию – родители, как основные советчики и помощники будущего абитуриента, все чаще стали выбирать между качеством образовательных услуг и «недорогим образованием», отдавая предпочтение первому. Родитель – главный «инвестор» образования своего чада, поэтому ему принадлежит право голоса в расчёте и выборе расходов, связанных с его обучением. Поэтому, именно родители должны обращаться к профессиональной помощи консультантов и не спешить принимать единоличных решений, не опирающихся на глубокие знания в этом вопросе.

К сожалению, на данном этапе родителями игнорируются  такие важные факторы, как  трудоустройство, актуальность рынка труда данной профессии, возможности вуза в сфере практико-ориентированного обучения и подготовки специалиста, рейтинг выпускников и вуза с позиции работодателей, возможности стажировок на базе производственных организаций и дополнительной профессиональной сертификации. Поэтому совместное решение при выборе будущей профессии необходимо принимать с участием не только родителей и родственников, но и специалистов вуза, внешних экспертов, а также с учётом прогнозов рынка труда и возможностях вуза, где вы собираетесь получить своё профессиональное образование.

Нынешних работодателей не удивить наличием диплома об образовании, однако есть гарантия интереса к вам как специалисту, если  вы имеете набор конкурентных преимуществ, таких как – знание нескольких языков (обычно эта возможность предоставляется студентам на базе клубов и центров по изучению иностранных языков, зарубежных летних языковых школах), сертификация в профессиональных сообществах и гильдиях по итогам стажировок и дополнительной  специализации (вузы имеют такую возможность, например, по программам академической мобильности и международного сотрудничества, к слову, в Университете Жубанова такие программы предоставляются бесплатно), опыт в проектной деятельности, сертификация по личностному росту, собственные разработки и бизнес-план, а также четкое видение того, какой вклад вы можете внести в развитие данной компании.

Последний перечень показателей, начиная с опыта проектной деятельности, формируется в течение всего периода обучения – для этого действуют Технопарк, конструкторские бюро, стартап-проекты, исследовательские центры и лаборатории, не говоря о научных мероприятиях, формирующих интеллектуально-творческий потенциал и профессиональные «вкусы» выпускника. Всё в руках самого студента и его конкретных целях – получить желаемый документ об образовании или сформировать в себе качества и критерии образованности. Ведь иметь образование, еще не значит – быть образованным.

Вуз, нацеленный на качество выпускника во всех его профессиональных качествах, должен принимать самое активное участие в его становлении, начиная со школьной скамьи – формирование профессионального «вкуса» должно осуществляться в сотрудничестве и взаимодействии со всеми заинтересованными участниками этого процесса – учащимся, родителями (поскольку они инвестируют в его образование), педагогами – они в дальнейшем влияют на выбор профильной дисциплины. К слову, выбор профильного предмета – не сиюминутная операция, а осознанное решение, от которого зависит уже и дальнейший выбор специальности, в конечном счёте, и, судьба молодого человека. Нельзя сбрасывать со счетов факторы, когда абитуриент, будучи неподкованным в вопросе выбора профессии, выбрал одни предметы ЕНТ в школе, а придя в вуз понял, что не те предметы и не та специальность, а на желаемую идти уже не может – сроки выбора истекли. Профориентационная помощь, профессиональная консультация и самоподготовка в этом вопросе должны быть получены и реализованы до этого важного события – выбора профильных предметов ЕНТ.

Культура выбора профессии – важная составляющая грамотного подхода к выбору специальности и условие для принятия эффективного решения. Безусловно, такое значимое сотрудничество принесёт свои дивиденды – в вуз придут достойные абитуриенты с конкретными профессиональными амбициями и живым интересом к своей карьере, а не временные и случайные «жертвы» безграмотного выбора профессии. Общество, в свою очередь, получит достойных кадров, профессионалов своего дела, неравнодушных специалистов, от которых зависит благополучие всех и каждого. Отсюда следует, что профориентационная работа вуза – это не очередная реклама и агитационная кампания, а осознанная, системная и партнёрская деятельность, направленная на становление профессиональной личности.

Человек, который на своём месте, в своей сфере и своём окружении, способен перевернуть мир, в его правильном понимании, способен созидать и создавать, и, наконец, стать неиссякаемым источником энергии, идей, творчества и позитива. Разве не эти факторы определяют по-настоящему счастливых и успешных людей: судить вам, дорогие читатели.

Послесловие. Мой научный наставник академик Алтай Сарсенович Аманжолов оставил в наследие такую фразу, которая стала для меня ценным руководством – «Счастье – служить своему делу». Он, посвятивший себя филологической науке – тюркологии, жертвуя многим, никогда не сожалел об этом и уходил из этой жизни счастливым. Он учил нас любить своё дело, жертвовать ради дела и уметь ценить свою профессию. Позже мне довелось найти  выражение одного зарубежного лидера – Успех приходит через служение людям.

Эти  фразы стали формулами  моей жизни. Они доказывают свою актуальность. Я искренне желаю вам испытать порывы счастья в своем деле и ежедневной профессиональной деятельности, это возвышает нас и делает неиссякаемыми.

 Алтын Мырзашова, кандидат филол. наук, PhD,

директор Центра маркетинга АРГУ им. К. Жубанова