Четверг, Март 28, 2024
Главная > Новости > Альтернатива турецким берегам

Альтернатива турецким берегам

«Актюбинский вестник»: В несостоявшийся туристический сезон в Актюбинской области намерены развивать внутренний туризм. Осилим ли мы эту планку? В чем наше превосходство перед турецкими берегами? Какие шаги предпринимаются для привлечения приезжих?

На примере Кобдинского района
С приостановлением зарубежного (выездного) туризма открылась возможность развития внутреннего, в пределах региона. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Отдел туризма управления предпринимательства совместно с известным оператором «Зере тур» предлагает альтернативу, призывая горожан на время оторваться от городской суеты, не покидая территорию области. Разработаны туристические маршруты по всем районам, местные власти намерены начать масштабную работу с близлежащей Кобды. На днях для разъяснительной работы пригласили глав крестьянских хозяйств, расположенных между аулом Булак (малая родина Алии Молдагуловой) и мавзолеем Абат-Байтак (исторический памятник времен Золотой Орды).
– Это была целевая аудитория. Раньше собирали всех фермеров подряд, в том числе тех, кто не рассматривает туризм как бизнес, потому не желает вкладываться. Ныне работаем точечно, – говорит консультант проекта, директор ТОО «Зере тур» Ботагоз Крамбаева.
По ее словам, владельцев хозяйств они обучают принимать гостей, за счет которых можно немного и заработать. Для этого у каждого из них имеются базовые составляющие: показать приезжим изготовление кумыса, дать отведать свежее кобылье молоко саумал и прокатить на лошадях. Это все войдет в тур с посещением аула Булак и некрополя Абат-Байтак. К примеру, КХ «Тамбай», расположенное всего в пяти километрах от Булака, разводит племенных овец, коров и лошадей, имеет зарыбленный пруд и яблоневый сад. По словам главы КХ Асета Тлеуова, туристов у них нет, но время от времени приезжают горожане для отдыха от суеты, чтобы насладиться экологически чистыми продуктами. В «Тамбае» налажен выпуск кумыса, установлено мини-оборудование. Также добавим, что на днях в эксплуатацию введена автодорога от трассы Самара – Шымкент до Булака протяженностью 15 км. В перспективе намечается строительство дороги от Булака до Абат-Байтака. Рядом с памятником республиканского значения имеется дом смотрителя – шырақшы үйі.
Желающие могут выехать далее в аул Жиренкопа, к мавзолею Кобыланды батыра. Рядом с мемориальным комплексом в 2018 году за счет спонсоров построена гостиница, не уступающая городским стандартам. Так называемый визит-центр одновременно может принять 11 туристов. Один номер с двуспальной кроватью и отдельными удобствами считается люксовым. Еще три комнаты на 3-4 места. Имеются душевая кабина, стиральная машина, вода нагревается с помощью бойлеров. Столовая с телевизором, отдельно – кухня с необходимой посудой и холодильником. Стоимость проживания – всего тысяча тенге в сутки. В гостинице не готовят, поэтому еду лучше привозить с собой. Другой вариант – необходимые продукты, самые что ни на есть натуральные, можно купить у местных жителей по сносной цене. Рядом находится современная спортивная площадка с освещением. Что интересно, ее на свои средства построил Асет Тлеуов, руководитель КХ «Тамбай», уроженец Жиренкопы.
Можно остаться в поселке Алии на базе патриотического центра и далее следовать по маршруту.
– На примере Кобдинского района хотим показать сельчанам, что можно зарабатывать на самом простом – визите в их аулы людей со стороны, – рассказывает Ботагоз Крамбаева. – Это дополнительный источник дохода, который со временем они будут получать без участия управления предпринимательства и туроператоров. Вначале мы должны продемонстрировать им мировой стандарт, как можно обойтись без пятизвездочных отелей. С другой стороны, учим людей культуре путешествия. Это раньше горожане ездили в аул отдыхать к своим родным, а сейчас у некоторых и родственников-то в глубинке не осталось.

В аул всей семьей
– Можно организовать семейный тур, чтобы дети прикоснулись к корням, отложили гаджеты, увидели жизнь с другой, реальной стороны, а не ту, что в квартирах-коробках и супермаркетах. Смогли сами поучаствовать в процессе сельского быта, – говорит туроператор. – Все природные объекты есть, осталось создать простейший сервис. Устойчивый туризм предполагает, что местные жители зарабатывают на приеме людей без отрыва от основной деятельности. Просто живут и принимают гостей, которые еще и платят за это.
Ботагоз Крамбаева не скрывает: когда ее пригласили быть консультантом, подумала, что это очередное пустословие, которое повторяется из года в год.
– Сейчас мы делаем практические шаги. За короткий срок должны помочь людям организовать прием туристов, – поясняет специалист.
Отметим, на первом этапе гостей примут на однодневный тур без ночевки. (Все-таки хозяйства не совсем готовы). Со временем можно поставить юрту или палатку, чтобы люди приезжали на день-два. Пока не стоит вопрос о путевке на 10-15 дней, только туры выходного дня.
– Главное, надо начать, у внутреннего туризма есть будущее. На примере кобдинцев другие должны увидеть, что таким образом можно зарабатывать. Много женщин в селах сидят без работы, они запросто могут открыть визит-центры от «Зере-тур». Нужно начинать с того, что имеется. Нет смысла брать ради этого кредиты. Возможно, со временем будут дотации. Объясняю фермерам, что они должны быть компаньонами, партнерами турфирмы. Данный бизнес круглогодичный. Туристы, приезжая в крестьянское хозяйство, не нарушают его деятельность. Со временем и горожане привыкнут, что именно в «Тамбае» или Жиренкопе их всегда радушно принимают, – уверена директор турфирмы.

 Серьезный удар

Последние два года внутренний туризм показывал хороший рост.
Количество казахстанцев, отдохнувших в родных краях, выросло с 5,8 миллиона человек до 6,6 миллиона. Соответственно, вырос и оборот – до 120,5 миллиарда тенге, или 293 миллиона долларов. По данным Миннацэкономики за 2019 год, средний чек внутреннего туриста составил 108 тысяч тенге, или 263 доллара. Но теперь у турбизнеса возникли определенные сложности – нет четких сроков снятия карантина или ограничений в регионах. Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар по индустрии туризма. По данным Министерства культуры и спорта Казахстана, уже сейчас ущерб оценивается в 150-240 миллиардов тенге, или 364-582 миллиона долларов. Отметим, что Всемирная туристическая организация ООН прогнозирует спад международного туризма после пандемии коронавируса от 58 до 80 процентов.

 В поддержку отрасли

В Казахстане приняты меры государственной поддержки туристической отрасли, пострадавшей от пандемии коронавирусной инфекции.
Председатель Комитета индустрии туризма Минкультуры и спорта Дастан Рыспеков перечислил некоторые меры, по которым достигнуто принципиальное согласие всех сторон:
– В их числе возмещение затрат частного бизнеса при строительстве, реконструкции и оснащении туристских объектов – до 10 процентов от суммы инвестиций.
Кроме этого, речь идет о предоставлении преференций бизнесу, если предприниматель реализует инвестиционные проекты. В число преференций может входить освобождение от таможенных пошлин, НДС, КПН, налога на имущество, а также предоставление натуральных грантов и инвестиционных субсидий. Крупные субсидии полагаются для тех, кто строит придорожный сервис в соответствии с национальными стандартами, приобретает горнолыжное оборудование и транспорт туристского класса. Кроме этого, полагаются субсидии за детей и иностранных туристов.

Юрта плюс казахское гостеприимство

Вопросы по встрече гостей прорабатываются с каждым районом. Как сообщили в отделе туризма, по проекту «Ауылдық туризм» желающие могут выезжать в глубинку семьями или с друзьями в выходные как с помощью турфирмы, так и самостоятельно.

В отдельных районах актюбинцы инвеститруют в агро- и этнотуризм. К примеру, предприниматель Естай Сисенбаев, начав свой бизнес в Мартуке, вернулся в родной Байганин и в степи, с нуля, строит разнопрофильный комплекс. Его КХ «Ая» находится в 90 км от райцентра. Здесь сельчанин возводит цех по переработке кобыльего молока, для чего закупает лошадей. Кумыс планирует выпускать для продажи в виде порошка или в капсулах, по немецкой технологии. Можно будет погостить у них в степи, употребляя свежее кобылье молоко в оздоровительных целях. Задумывает фермер также принимать здесь любителей экстрима, для чего закупает квадроциклы для езды по бездорожной степи.
Другой бизнесмен, который занимается строительством в столице, вкладывает средства в экотуризм, для чего осваивает земли рядом с заповедной зоной, недалеко от села Каракол Мугалжарского района. В урочище Толеубулак, изобилующем родниками, с красивой природой, люди могут отдыхать до 10 дней.
– Определенной целевой господдержки для туризма не выделяется, но можно использовать другие программы и гранты. Если до этого сумма гранта составляла до 3 миллионов тенге, то с этого года она увеличилась до 5 миллионов, – сообщил руководитель отдела туризма Ауез Арызгулов.
Так, житель села Иргиз Куралай Берекеш на развитие своего небольшого дела в сфере этнотуризма в прошлом году выиграла грант в размере 2,5 миллиона тенге по Дорожной карте бизнеса. На эти деньги закупила две юрты и убранство в национальном стиле. По словам женщины, ей небезразлично развитие родного края, тем более что богатый ландшафт района и знаменитый кратер Жаманшин привлекают немало туристов.
– Мама у нас была искусной мастерицей, от нее оставалась одна юрта. К гранту я добавила свои средства, сейчас у меня их четыре. В прошлом году договорились с директором ТОО «Зере тур» Ботагоз Крамбаевой о сотрудничестве, согласно которому компания обязуется направлять ко мне туристов. Я, в свою очередь, должна обеспечить их питанием и ночлегом в условиях казахского колорита. Для этого у меня есть все возможности, – говорит Куралай Берекеш. – Из национальных блюд могу порадовать гостей такими забытыми, как қарын бүрме и другими, не говоря уже о кисломолочной продукции. Все вкупе является моим вкладом в пропаганду коренной культуры нашего народа.
Одну юрту предпринимательница установила во дворе дома, в райцентре. В планах создать небольшой этноаул на берегу реки Тельгара на территории Нуринского сельского округа.
– Можно такой же этноаул организовать и на Жаманшине, но там проблема с питьевой водой. Юрту-то можно собрать и установить в любое время и в любом месте. Могу запросто принимать туристов, правда, в этом году их мало. Для этого оставила свое основное место медработника, хотя туризмом занимаюсь давно как дополнительным источником дохода. Помогают мне во всем суп­руг Сабит и дети. Если члены семьи не поддерживают, то зачем вообще браться за дело? – говорит мать пятерых детей Куралай Берекеш.

В прошлом году в ходе научно-практической конференции «Жаманшин-2019»
гостей в юрте встречала Куралай Берекеш, которая представила все, что может быть интересно иностранцу: юрту, ее убранство, казахское
гостеприимство, национальные блюда и радушие, с которым их подают.
| Фото из личного архива Куралай БЕРЕКЕШ

Предложить туристу экзотику

Рахым БЕКНАЗАРОВ, проректор АРГУ имени К. Жубанова, доктор исторических наук, этнограф:
– Ряд стран живет за счет туризма, и порой почти половину их бюджета составляют доходы от данной сферы. Могу привести в качестве примера Монголию, куда на протяжении последних лет езжу по работе. Население составляет 2,6 миллиона человек. На всех приходится 38 миллионов голов скота. К примеру, самый упитанный баран там стоит всего 10 долларов. В стране нет инфраструктуры. И когда делаешь фотоснимки, в кадр не попадают ни машины, ни электропровода, то есть природу можно снимать в первозданном виде. В год сюда приезжает до 500 тысяч туристов, каждый из которых оставляет минимум две тысячи долларов. В голой степи запросто можно встретить одинокого туриста. Он может по пути зайти в любую монгольскую юрту, где его ждет радушный прием, а утром снова отправиться в путешествие. Жителю Монголии и в голову не придет напасть на туриста. Вспомним 90-е годы, когда через Актюбинскую область проходило ралли «Москва – Пекин». Здесь его участников ограбили.


В Монголии мы работали с французом Джозефом. Он из интернета узнал про стрелу, которая издает звук при полете, и только ради того, чтобы увидеть ее своими глазами, проделал огромный путь. Туда же приехала Светлана Жаксон из Болгарии, исследующая данную тему.
К чему я это говорю? Нам надо умело пользоваться Всемирной паутиной. Почему мы знаем о слонах и львах больше, чем о сайгаках? Разве не поедут к нам люди ради того, чтобы полюбоваться сайгаком? К примеру, чтобы сфотографироваться с беркутом, в Монголии платят 5 долларов, а перья покупают по доллару. Почему бы и нам не научиться зарабатывать?
Также можно организовать казахские этноаулы. Гостям достаточно зайти в нашу юрту и угоститься шубатом или кумысом с бауырсаками. Насчет национальных блюд и говорить нечего, тем более они у нас экологически чистые. Да в целом наша каждодневная еда – экзотика для туриста.
Что касается потока туристов, то необходимо нацелиться на граждан из России и Китая. Исторически сложилось так, что мы находимся между этими двумя большими государствами. Исходя из этого, работники турбизнеса, как минимум должны уметь приветствовать гостей на русском или китайском языках. Уверен, актюбинский регион очень богат на исторические памятники, вызывающие интерес как туристические объекты. Также смело можно принимать гостей, которые приезжают к нам для охоты, рыбалки, этнографического исследования или же с целью посещения святых и лечебных мест. В этом деле не хватает рекламы, так как мы привыкли работать по старинке, не делая активные шаги навстречу туристскому движению.

Абат КАРАТАЕВ
Фото Бакытжана АБДИЕВА и Рахыма БЕКНАЗАРОВА