Суббота, Апрель 20, 2024
Главная > Абай > Пусть сердце только мудрость сохранит…

Пусть сердце только мудрость сохранит…

«Казахстанская правда»:

В вводной части сборника произведений Абая Кунанбаева «Абай туралы сөз», изданного в 1995 году издательством «Жалын» под названием «Қалың елім қазағым», президент Международного фонда Абая, писатель Толен Абдик отметил: «Абай не укладывается в рамки одной лишь литературы для казахов…, он основоположник казахской национальной философии, мудрый мыслитель, глубоко проникающий в тайны природы и общества, человека и времени».

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке» также особо подчеркнул: «В его стихах и прозе были отражены сущность нации, ее структура, образ жизни, мировоззрение, характер, душа, религия, менталитет, язык, дух, а затем он был оценен как уникальное явление, называемое миром Абая».

Исходя из этих оценок, мы видим, что Абай оставил потомкам глубокие размышления о социально-экономических проблемах казахского народа. Несмотря на то, что он вышел из благополучной среды, переживал социальное неравенство в обществе, обращает внимание на его противоречивые последствия:

                            «Уж если бай пока что бьет свой самый худший скот,

                         То где ж бедняк себе еды и топлива найдет?

                         Коль даст богатый полмешка сухого кизяка,

                         Благодари скорей его, семью его и род».

Другими словами, поэта волновало, что социальное неравенство приводит к социальной нестабильности. Он считал чрезвычайно важным обеспечение единства и целостности казахского народа. Во времена Абая земля была раздроблена.

Но мир изменился с тех времен. Нынешние ценители его творчества, живут в суверенном государстве, но они должны осознавать ценность и важность того что имеют.

 Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев сказал, что мечта Абая сбылась и что на берегу реки Ишим построен большой город.

В рамках реализуемой в стране программы духовной модернизации мы должны стремиться к тому, чтобы реализовать позитивные стороны новой эпохи, используя при этом гибкость и адаптацию к современному течению.

Другим аспектом мудрости Абая является то, что в своей работе он описывает экономические проблемы с большим научным предвидением и языком поэзии. В стихах отражены такие важнейшие экономические категории, как разделение общественного труда, потребительская стоимость и стоимость товаров, спрос и предложение на рынке, цена. В стихотворении «Сегіз аяқ» с большим поэтическим мастерством рассказывается о том, что добросовестный труд является источником дохода, гарантией благополучия для занятия предпринимательством.

Важно понимать, что прозы и стихи критического содержания Абая предназначены не для оскорбления, насмешек или дискриминации своих соотчественников, а для того, чтобы напомнить им о чести, , поощрить и мотивировать их жить по совести.

В своих знаменитых философских произведениях Абай описал явления лени, глупости, невежества, ревности, грубости, любознательности, необоснованной гордости и высокомерия, неверия, которые существовали в казахском обществе в то время. Указывает способы избежать и избавиться от трагических последствий. В своем третьем слове он сказал: «Мудрецы мира давно заметили: человек ленивый, как правило, труслив и хвастлив; хвастливый – труслив, глуп и  невежествен, а безчестный  побирается у лентяя,  ненасытнен, необуздан, бездарен,  не жалеет добра окружающим».

В этой связи мы хотели бы обратить внимание на один вопрос, который имеет место на современном этапе. Все мы знаем, что в стране реализуются масштабные меры социальной поддержки. Вместо того, чтобы смотреть на такой благородный поступок с большим удовлетворением и благодарностью, в обществе растет тенденция «приходить на все готовое» и, как говорит Абай, «демагогия ведет к высокомерию и славе». На наш взгляд, пожалуй, пришло время ограничить эту тенденцию, разумеется, в рамках установленных объективных экономических законов и правовых моделей…

Абай уделял большое внимание содержанию и важности науки и образования, а также творческой роли науки.

«Я презрел познанье, юноша пустой.

                             Видел пользу в нем, но шел стезей другой.

                             Возмужал — наука из-под рук ушла.

                            Поздно к ней ты устремился, разум  мой!»

На самом деле, сегодня эпоха образования и науки, самая насущная проблема — превратить их в главную производительную силу и особый ресурс экономики. И тот, кто его реализует обладает особым талантом и энергией. В связи с этим выделение «человеческого капитала» как особого фактора, введенного немецким ученым Т. Шульцем в 50-х годах ХХ века, позволило правильно определить экономическую роль образования и науки. Доля последних, по словам американского экономиста Э.Денисона, в росте национального дохода большинства развитых стран составляет от 12% до 30%.

В своем 25-м Слове Абай подчеркнул важность знания языка, изучения науки передовых стран, сказав, что «изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижая никчемными просьбами», «Русская наука, культура – ключ мировым сокровищнищам. Владеющему этим ключом, все другое достанется без особых усилий…», и в 38-м слове: «Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла».

Обращает внимание мыслитель и на роль науки и религиозном познании: «Известно, что Наука – один из ликов Всевышнего, потому и любовь к Науке — признак человечности и искренности. Не достигнуть вершин Науки, занимаясь ею для стяжательства, достижения корыстных, низменных целей.

Анализ этих философских установок – тоже способ стать одной из 30 наиболее конкурентоспособных стран в мире, настоящее руководство для народа, который стремится стать равноправной страной.

Сегодняшний переход к цифровой экономике, основанной на новых научных достижениях, стал глобальной тенденцией. Он включает в себя предложенные принципы, массовое внедрение киберфизических систем в производство, оказание услуг населению. В результате изменения охватывают различные аспекты жизни через рынок труда, социальную инфраструктуру, политическую систему, технологические модели.

Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей статье поразмышляет над опытом и уроками Абая полезного для современного человека, которому в будущем предстоит управлять государством. Великий Абай, ярко выразивший открытую душу казахского народа, стал в наши дни блистательным послом духовного единения народа, призывающим людей земного шара к миру и согласию.

  Бауыржан  Жунусов, к.э.н., профессор Актюбинского регионального университета им.К.Жубанова.

Убайдолла Мамбетов, доцент Актюбинского регионального университета им.К.Жубанова.

«Казахстанская правда» №207 (29334)