Четверг, Сентябрь 19, 2024
Главная > Новости > Выгодная наука

Выгодная наука

Актуальной тенденцией научного мира на сегодня является внедрение инноваций с учётом запросов покупателей. Подход един — создать то, что можно выгодно продать. Выигрывают от этого не только учёные, но и те, от кого поступают запросы. Причем в качестве заказчика могут быть как частные лица, так и крупные производства. В последнем случае, есть и положительный эффект на экономике государства.

Прививать в учёных предпринимательские навыки необходимо со студенческой скамьи. С этой целью, в Zhubanov University создан специальный офис коммерциализации. Им руководит 32-х летний Нурбек Дуймуханов.

Нурбек Муктарович на эту должность пришёл, сменив кресло руководителя актюбинского филиала крупного ТОО по производству еврооборудования в сфере гидравлики. Мощность только складов компании, имеющей 5 филиалов по Казахстану, составляет 70 тысяч наименований. Именно этот опыт помогает руководителю офиса коммерциализации выстраивать перед студентами и учеными, в лице преподавателей, правильную концепцию технологического предпринимательства.

Кстати, Нурбек Дуймуханов выпускник Zhubanov University. Обучение продолжил в магистратуре Университета Лафборо Великобритании по специальности «Инженерное проектирование». Трудовой путь начинал инженером-гидравликом в Актюбинском рельсобалочном заводе.

Ученый-практик поделился с нашими читателями полезной информацией о коммерциализации научных проектов.

Беседу вела Гульнара Караша.

Применение термина «технологическое предпринимательство» в отношении вуза воспринимается весьма неоднозначно. Расскажите, чем занимается офис коммерциализации университета?

— На сегодняшний день в мире появляются новые понятия как «технологическое предпринимательство» и «технологический предприниматель». На самом деле подобные понятия вы не можете встретить в нормативных документах РК, таких как закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» или закон «о науке» и в других документах, касающихся деятельности инновационной экосистемы. Однако, это не упущение государства, а новые термины в инновационной деятельности, которые определяют каким должен быть современный научный деятель для развития данной экосистемы.

На сегодняшний день мало кто информирован об этой деятельности. Если говорить о сути коммерциализации научных проектов простыми словами, то это означает – деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее — РННТД), включая результаты интеллектуальной деятельности, с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленных на извлечение дохода.
Офис коммерциализации занимается осуществлением РННТД, то есть, сопровождение процессов коммерциализации результатов научных проектов и исследований университета и его организаций посредством предоставления консультационной и организационной поддержки ученым, сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу.

Основные направления деятельности является:
— проведение информационных сессий и встреч. Доведения до ППС актуальности и миссии офиса коммерциализации, а также необходимости трансформации университета от простого в техно-предпринимательский;
— администрирование проектов — организационная поддержка и мониторинг;
— управление интеллектуальной собственностью;
— разработка нормативных актов в области коммерциализации технологий;
— связь с промышленностью.
Ну и немаловажный пункт- налаживание партнерских отношений для дальнейшего развития научных проектов.
Стоит отметить, что офис начал функционировать относительно недавно и задачи стоят очень большие. Всегда легче продолжить уже начатое, чем начинать с чистого листа. Но это увлекательно для меня, как для ученого-практика.

Как проходит процесс коммерциализации разработок ученых университета?

— Процесс коммерциализации научных проектов основывается на трех китах:
1. Проведение заказных НИОКР.
2. Продажа изобретений.
3. Создание стартапп компаний.

К сожалению, многие, в том числе и в России, внимание уделяют на проведение заказных Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ​ (далее — НИОКР), которые предполагают получение одноразового дохода при передаче авторского права заказчику.
Есть лучший сценарий — лицензионное соглашение. Оно дает право извлекать прибыль от клиента на постоянной основе и не ограничиваться только одной компанией.
Процесс развития инновационных идей от ранней стадии до доведение их до готового продукта претерпевает не мало трудностей. Мировая практика доказывает, что выживание технологических разработок достигает не более одного процента и риск коммерциализации научных проектов на ранней стадии очень велик. Например, из 10 проектов может быть куплен только 1, который и покроет все расходы за 10 исследований.

Есть ли фонды финансирующие инновационные проекты?

— Да, есть. Финансирование очень важно, чтобы довести продукт (услугу) до конечного потребителя. На данный момент финансирование можно получить от трех основных источников, которые предоставляют гранты на коммерциализацию РННТД. Это АО «Фонд науки», АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations» и грантовая программа «Консорциумы производственного сектора» в рамках проекта «Стимулирование продуктивных инноваций» Всемирного банка и Министерсива цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
Критерии у каждой программы отличаются. Для участия в грантовом финансировании от Фонда науки необходимо, чтобы научная разработка была завершенной. А в «QazInnovations» есть возможность получить до 20 миллионов тенге на период до 6 месяцев для доработки проекта, и ещё 80 миллионов тенге для дальнейшего масштабирования разработки.
Более того, одним из важных критериев для участия в подобных конкурсах является наличие софинансирования от 20 до 50 % от общей запрашиваемой суммы, что является затруднительным для многих инноваторов. Такую проблему помогают решить в Фонде науки, где организовывается онлайн-питчи «Өнертабыс питчі», где ученым позволяют выступить перед инвесторами и привлечь в свой проект партнеров для софинансирования.
Кстати, первопроходцем участвовавшим в проекте «Өнертабыс питчі» от нашего университета был Мурат Кулынтаевич Куанышев. Он представил проект «Разработка конструкции и технологии изготовления медно-графитовых подшипников скольжения». В рамках онлайн обсуждения были получены полезные советы от комиссии.

Какие существуют препятствия в области формирования офиса коммерциализации на сегодняшний день?

— До сегодняшнего времени можно сказать, что была проделана объемная работа по развитию коммерциализации проектов в стране. Совместно со специалистами коммерциализации был обсужден и доработан Закон «О коммерциализации» от 2015 года. В частности, о построении экосистемы, проблем, касающихся интеллектуальной деятельности. Однако, имеются не мало направлений, требующих решения со стороны государства. Отсутствие интеграции бизнеса и науки является одним из существующих проблем в нашей стране. Это объясняется тем, что ученые склонны изучать науки ради самой науки, без дальнейшего его практического применения на производстве. Деятельность изобретателей, направлена на практическое применение знаний в изобретениях, но они не ориентированы на потребителя и, зачастую, неактуальны. Наука не основана на реальных потребностях бизнеса. Также у многих ученых отсутствует предпринимательское мышление, в результате чего они во многом затрудняются при выявлении коммерческой ценности научных разработок. Существует и проблема внедрения технологии на производство.​ Некоторые фирмы не заинтересованы развиваться в технологическом плане.​ ​ ​
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, в университете процесс формирования офиса коммерциализации идет хорошими темпами. Проводятся онлайн сессии для ППС по повышению компетенции роли инновационной системы, рассказываются критерии подачи заявок на гранты коммерциализации.
Стоить отметить, что недавно организованная нами «Зимняя школа» для ППС, стала отличной площадкой проведения обучения по коммерциализации, которым было охвачено более 300 преподавателей. По окончанию сессии, сотрудники приходили со своими идеями, им предоставилась возможность сразу же получить консультацию.
Более того, успешно проходят работы по налаживанию связи с промышленностью. В ходе визита в предприятия многие заинтересованы совместно проводить исследования и расширять свои производственные линии. Так, например, посещение Актюбинского завода металлоконструкций, помогло создать тесное сотрудничество с научными деятелями производства. По окончанию визита, была организована гостевая лекция преподавателям университета и подана заявка на совместное участие в грантовом финансировании по научным и (или) научно-техническим проектам на 2023 — 2025 годы на тему «Разработка научно-проектных решений по подбору и проектированию комплексного газоочистного оборудования нового поколения». Одной из проектируемых задач при реализации данного проекта является создание в технопарке Актюбинского регионального университета специализированной лаборатории​ «Промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности», полностью оборудованной соответствующим лабораторным оборудованием для выполнения аналогичных и иных экологических научных тем, в первую очередь по западному региону и, в целом, по территории РК. Аналогичные проекты являются прикладными, т.е. каждый из таких проектов подлежит коммерциализации.

Какова вовлеченность студентов в формирование данной экосистемы?

— Как было отмечено ранее, одним из направлений офиса являются стартаппы. Студенты активно участвуют в различных мероприятиях, организуемых университетом совместно с Astana hub и Qazinnovations. Ведь с недавних времен мы подписали с ними соглашения о сотрудничестве по проведению инкубации стартапп проектов для дальнейшего участия в конкурсе «Qazinnovations». Также, наш университет является частью проекта «Экосистема студенческого предпринимательства», инициированного компанией ERG в партнерстве со Школой Предпринимательства и Инноваций Алматы Менеджмент Университета (AlmaU) и Ассоциацией друзей Тель-Авивского университета в Казахстане. Наши студенты участвуют в ежегодных мероприятиях «Entrepreneurial Meetup», «Kemel kasipker», «YbyraiCamp», которые нацелены на укрепление учебных заведений в регионах республики и их трансформацию из классических в предпринимательские. Команда организаторов превращает учебные заведения в ключевых игроков экосистемы предпринимательства в регионе.

В завершении хотел бы призвать сотрудников университета заниматься коммерциализацией проектов и повышать свои бизнес навыки, сделать науку выгодной для себя и государства. Это еще, это отличный шанс быть финансово независимым в интеллектуальной деятельности.

Zhubanov University, №1(481), 2023 ж.