Наука — это необыкновенно интересный, увлекательный вид деятельности активного человека. Наука — это настоящее творчество. Для Бекназарова Рахыма Агибаевича, проректора по науке и инновациям АРГУ им.К.Жубанова занятие наукой — вдохновение, вид отдыха.
Недавно в жизни ученого наступил еще один приятный момент. Его проект «Мечети и религиозные деятели XIX – начала XX вв.: исследование на основе материалов Актюбинской области» выиграл в конкурсе на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 годы, объявленном Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Общественная деятельность Рахыма Агибаевича также связана с наукой. Он является автором и ведущим передачи «Біздің тарих» («Наша история») на казахском языке на областном телеканале «Aqto’be», где анализируются вопросы традиционной казахской этнографии, этноархеологии, памятниковедения и диаспорологии.
… наш с ним разговор постоянно возвращался к теме науки. Беседовала Ажаргуль Кунарова.
— Рахым Агибаевич, поздравляю Вас с победой в конкурсе на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 годы, объявленном Министерством образования и науки Республики Казахстан. Расскажите о своем проекте?
— Как куратор проектов, я бы хотел отметить, что впервые в этом году из нашего университета было подана 31 заявка для участия в конкурсе на грантовое финансирование и 4 заявки на целевое финансирование. Как вы знаете, в Республике Казахстан, финансирование проектов по закону производится по трем моментам. Это – базовое финансирование, грантовое финансирование и программно-целевое. К сожалению, из поданных заявок 31 проекта по нашему университету прошли только 3. Один из этих проектов — это мой проект. Он называется «Мечети, религиозные деятели Актюбинской области XIX, начала XX века». Этот проект актуален, потому что всем известны события, произошедшие на религиозной почве у нас в Актюбинской области. Во-вторых, как показала практика изучения этой проблемы, те люди, которые сейчас идут в религию, они зачастую путаются и ищут религиозных кумиров за границей или вне территории нашей области. А мы, исследователи, хотим показать, что у нас, на нашей территории есть не менее достойные люди, религиозные деятели, которым мы можем и поклоняться, и культивировать и т.д. То есть проект имеет как теоритическую, так и прикладную часть. Два других проектов, выигравшие конкурс, — это проект доктор технических наук, доцента Кульнияза Серика Сагиновича на тему: «Научно-техническое обоснование применения на рудных карьерах Казахстана инновационной технологии с использованием крутонаклонного конвейерного транспорта», касающийся горного дела, и проект по физическим лабораториям и полимерам доцента физико-математических наук Бекешева Амирбека Зарлыковича на тему: «Улучшение физико-химических и механических свойств эпоксидных композитов при введении в полимерную матрицу микроразмерных минеральных наполнителей.
— Вы – человек науки. Не мешает ли Вам руководящая должность заниматься любимым делом?
— Да, я пришел с науки на эту должность. Из 24 лет моего стажа 20 лет я точно занимаюсь наукой и я не сказал бы, что мешает, но полноценно заниматься теоретической наукой или прикладной частью не получается, где-то, конечно, она тормозит. Но хочу заметить, что на данный период как человек, имеющий опыт в привлечении специалистов, ученых в сферу науки на уровне администрации НИИ и ВУЗов, я хотел бы, сидя на этой должности, в первую очередь помочь нашим преподавателям воплотить их научные идеи в жизнь. Мой административный опыт, я думаю, здесь играет роль, но если я буду ощущать, что моя должность мне мешает заниматься наукой, то я, безусловно, уйду в науку.
— Какие направления науки на сегодняшний день в приоритете у нас в Казахстане?
— Президент в своем Послании отметил, что весь мир сейчас настраивается на развитие IT— технологии, цифролизации, технологии в целом. Поэтому данные направления однозначно выходят на первый план. Второе направление это – прикладная часть науки. Я не говорю, что ученые должны прекратить заниматься фундаментальной наукой, то есть теорией. В большей степени, наверное, этим будут заниматься целенаправленно НИИ, а преподаватели ВУЗов, в регионах в частности, мне кажется, все-таки должны работать на стыке как прикладной, так и теоретической части. Наверное, в большей степени прикладной. Прикладная наука подразумевает именно реализацию теории в практику, и я считаю, что на данный период в нашем регионе очень актуальной остается проблема экологии. Актуальными остаются также проблема полного освоения и технология освоения полезных ископаемых, переработка отходов горно-обогатительных комбинатов. И мы сейчас как раз наших ученых-естественников, физиков, математиков, биологов, химиков направляем на эту часть, то есть на связь с производствами, решать их прикладные задачи, решать именно те экологические проблемы, которые существуют в нашем регионе. Это – нефтегазовый сектор, в целом, обработка воды, технология обработки и сохранения продуктов сельского хозяйства.
— Каким Вы видите образ современного ученого?
— Современный ученый — это молодой ученый, даже возраст 50 лет в науке сейчас отчасти можно считать не перспективным, но опыт в науке старшего поколения должен сохраняться. Молодой ученый должен быть очень креативным, коммуникабельным, однозначно должен быть трилингво, русский, казахский языки я не подразумеваю. Он должен обрабатывать информацию мирового масштаба, в частности на английском, на китайском языках. Это человек, который имеет связь как в практике, так и в теории. Ученый должен свои приобретенные навыки и результаты своих исследовании внедрять непосредственно в свою преподавательскую деятельность. Вот в этом плане я вижу образ молодого ученого.
— Если бы представилась Вам возможность задать ученому эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и какой вопрос Вы задали бы ему?
— Как специалист-памятниковед, проще говоря, я занимаюсь исследованиями казахских кладбищ, я, наверно, задал бы вопрос и с удовольствием поговорил бы с Алькей Хакановичем Маргуланом. Была бы такая возможность. Это уникальнейший человек, который захватил часть образования Имперской России, умел читать на персидском языке, читал и писал на арабском языке, читал на русском. Он сохранил то традиционное казахское воспитание, традиции общества конца XIX — начала XX века, сумел изучить все это в совокупности с предметами этнографии, этноархитектуры и археологии. Таких людей, к сожалению, сейчас очень мало.
— Есть ли у Вас свободное время? Чем Вы любите заниматься?
— Свободное время, конечно, выпадает, не сказать, что так много, но бывает. В свободное время я собираю тот материал, который должен изучить в это время. Это – обработка научных статьей. И опять же, писать научные статьи для себя. Но с каждым годом на это катастрофически не хватает времени.
Спасибо Вам за содержательную беседу. Желаю дальнейших успехов!