Четверг, Апрель 25, 2024
Главная > Новости > Урок истории как экспедиция

Урок истории как экспедиция

Более тридцати мартукских школьников с учителями истории провели три полновесных дня в археологической экспедиции. Инициативу учителя истории Родниковской СШ Чингиза Давлеткереева поддержал отдел образования Мартукского района.

Есть идея!
— На протяжении ряда лет на территории Мартукского района и округа города Актобе работает археологическая экспедиция областного музея, выполняющая грантовые проекты совместно с представителями Института археологии имени А. Маргулана КН МОН РК, — рассказывает Чингиз Давлеткереев. — Я очень признателен своим коллегам-историкам за оказание методической помощи в проведении уроков по древней и средневековой истории непосредственно у исторического памятника — на кургане во время раскопок или у охраняемого объекта.
Чаще всего это бывает в каникулярное время, но зато мы не ограничены сорока пятью минутами, и ребята в полной мере и с удовольствием усваивают материал. Старшеклассники занимаются на кургане посильным трудом, выполняя весь цикл исследования — от раскопок до тонкой расчистки и первичной реставрации археологических артефактов.
Для ребят младших классов организуются ознакомительные экскурсии с выездом к памятнику, пребыванием в археологическом лагере, приемом пищи в полевой столовой и подробной лекцией, в ходе которой представляют памятник, расположенный рядом с Родниковкой.
Таким образом я стремлюсь пробудить в школьниках интерес к изучению истории родного края, в том числе к участию в научно-практических конференциях по линии малой академии наук (МАН) и «Дарын».

Первый опыт.
После недавних раскопок на почту «АВ» пришло письмо от восьмиклассника Родниковской школы Рамазана Доскалиева. В нем учащийся поделился впечатлениями от трехдневной экспедиции и новых знакомств:
«Ознакомление с основами практической археологии началось 11 июня, когда учитель истории Чингиз Серикович привез нас к месту раскопок. Первым делом мы установили палатки, после приготовили полдник, а вечером познакомились с командой археологов. Вместе с первокурсниками истфака у костра мы пели песни, рассказывали страшные истории, и каждый делился своими познаниями в истории. Мне это очень понравилось. Первый день, несмотря на дождь, прошел отлично.
На второй день приехали школьники из других сел Мартукского района и все представили свою команду в форме музыкального номера. После по традиции была дискотека. Второй день тоже был дождливым, но начинающие археологи не пали духом.
На третий день после кросс-похода и обеда мы отправились с Нурсултаном Алибаевичем на поиски находок. Мы нашли наконечники стрел, фрагменты керамики, зуб акулы. После вводной лекции и демонстрации работы археологов мы участвовали в самих раскопках. К сожалению, серьезных артефактов мы не нашли, но так много узнали!
Наш маршрут оказался непродолжительным по времени, но всем он очень понравился, ведь каждый открыл для себя что-то новое. Большое спасибо за это Чингизу Сериковичу Давлеткерееву. Я надеюсь, что такие мероприятия станут традицией школ Мартукского района».
Методист Мартукского районо Асылбек Нагымов рассказал, что мероприятие действительно удалось и отдел планирует сделать его традиционным.
— В экспедиции были задействованы педагоги и учащиеся среднего и старшего звеньев десяти школ района. Отклики самые восторженные. Чингизу Сериковичу отделом образования вручено благодарственное письмо за хорошее методическое решение. Безусловно, мы надеемся на последующее участие ребят в научно-исследовательской работе, — сказал он.

Слово профессионалов.
Археологи Виктор Амелин и Нурсултан Баиров дали весьма положительную оценку участию юных мартучан в работе экспедиции.
— Такой опыт у школьников — первый, — подчеркивает младший научный сотрудник отдела этнографии и археологии областного историко-краеведческого музея Нурсултан Баиров. — Я проводил с ними пешую археологическую разведку вдоль русла реки Бутак в приграничной зоне Мартукского и Каргалинского районов. Найденные каменные артефакты поверхностного залегания — фрагменты керамики, скребки и пластины, каменный наконечник — свидетельствуют о том, что здесь была стоянка каменного века.
Подобная работа — через практику донести до ребят теорию учебников истории — часть моей диссертации. Конечно, с таким педагогом всегда хочется сотрудничать.
Виктор Амелин дополнил коллегу, уточнив, что практику, инициированную молодым преподавателем из Родниковки, должны подхватить все учителя истории.
— Кружки юных археологов работают в Уиле и Бадамше, идеей загорелся Иргиз. Если подобную практику — разведка, находки, посещение раскопок, участие в них — начинать с 5 класса (с момента начала изучения истории в школе), это серьезно повлияет на формирование у юных граждан осознанного взгляда на малую родину, — уверен Виктор Амелин. — Краеведение — понятие обширное, предполагающее не только познания в истории, этнографии, географии, но и особенностей родного края в целом.
Я согласен с акимом области в том, что детям интересно и полезно жить в палаточных лагерях, ездить на экскурсии по историческим и заповедным местам области. Вариант мартучан — реальное воплощение этой идеи.
Мнение доцента АРГУ имени
К. Жубанова, кандидата исторических наук Армана Бисембаева весьма важно, когда речь идет о приобщении школьников к выбору краеведения как направления модернизации сознания.
— Памятники бассейна реки Илек, в частности раннего железного века, — богатый материал в целом. Река течет в меридиональном направлении: именно так кочевали древние люди, например, сарматы, на протяжении 700 лет активно контактировавшие с представителями эллинского мира, Персидской и империей Александра Македонского, — напомнил Арман Ауганович.

Татьяна ВИНОГРАДОВА,

Газета Актюбинский вестник