Пятница, Апрель 19, 2024
Главная > Новости > Национальный рейтинг востребованности вузов РК-2018

Национальный рейтинг востребованности вузов РК-2018

Важным фактором конкурентного преимущества высшего учебного заведения является его репутация на национальном и международном рынках образовательных услуг. Сегодня рейтинги стали одним из основных барометров глобального рынка образования и инструментов формирования социальных предпочтений. Национальный рейтинг позволяет казахстанским вузам определить свои позиции, оценить уровень конкурентоспособности образовательных услуг, содействовать качественной работе вуза, повысить имидж и эффективность деятельности вуза, а главное – привлечь большее количество обучающихся и расширить привлекательность для работодателей. Ранжирование вузов становится неотъемлемым инструментом системы образования и вызывает большой интерес у общественности республики.

Рейтинговые исследования в сфере высшего и послевузовского образования, а также обеспечение информированности общества о результатах оценки качества образовательных услуг, проводимые Независимым агентством аккредитации и рейтинга (НААР), ориентированы на оказание системной поддерж­ки вузам в достижении главной национальной цели − повышение конкурентоспособности выпускае­мых кадров и роста экспортного потенциала образовательного сектора, определенного в Плане нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева.

Национальный рейтинг востребованности вузов РК-2018 учитывает все многообразие вузов республики и их особенности. Рейтинговое исследование − оценка качества образовательных программ по уровням и направлениям подготовки специалистов проводится с целью повышения культуры обеспечения качества, которое способствует росту конкурентоспособности образовательных услуг и обеспечивает информированность казахстанской общественности о степени соответствия качества образования требованиям рынка, признанности преподавателей и результативности научно-исследовательской деятельности вуза.

Независимым агенством аккредитации и рейтинга впервые в 2014 году был определен рейтинг образовательных программ (специаль­ностей) и рейтинг профессорско-преподавательского состава вузов с применением электронной прог­раммы ранжирования, основанной на методологии, разработанной согласно принципам объективности, прозрачности, проверяемости и доступности.

За программой ранжирования стоит адекватная количественная теория оценки качества образовательных программ, которая и обеспечивает прозрачность. Объек­тивность методологии определяет­ся суммированием показателей по пяти критериям, идентичным по всем трем уровням, с учетом сведений, вносимых самим вузом. Следует отметить, что итог ранжирования зависит от степени ответственности вуза за качество представления данных по всем требуемым технологией критериям.

Структуру и содержание технологии ранжирования НААР раскрывают показатели по пяти критериям. Первым критерием являются сведения об институциональной аккредитации организации образо­вания и специа­лизированной аккредитации образовательной программы по трем ступеням подготовки специалистов (бакалавриат, магистратура и докторантура). Последующие четыре критерия определены как ключевые индикаторы конкуретноспособности программ и имеют следующую характеристику:

Высокая концентрация талант­ливых студентов, преподавателей и исследователей.

Объектом оценки определены показатели, отражающие степень привлекательности вуза наличием обладателей «Алтын белгі», государственного заказа и заказа работодателей в лице производственных, научных и других организаций на подготовку специалистов. Качественный состав профессорско-преподавательского состава определяется с учетом доли обладателей государственных и именных премий, научных стипендий, звания «Лучший преподаватель вуза», а также опыта руководства научными проектами Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Академическая мобильность.

Позволяет выявить степень прив­лекательности вузов на международном уровне, оценить эффективность образовательных услуг и результативность исследований; успешность интернационализации образовательных программ, определяющейся наличием совместных с иностранными вузами программ по подготовке специалистов, обучаю­щихся и преподавателей из вузов дальнего зарубежья.

Конкурентоспособность выпускников.

Определяется уровень качества и признания работодателями образовательных программ вуза и соответствие образовательных услуг требованиям и потребнос­тям рынка.

Конкурентоспособность научных публикаций преподавателей, докторантов и магистрантов специальности.

Оценивается результативность исследований с учетом индекса Хирша (h-index) преподавателей, докторантов и магистрантов на основе анализа базы данных Thomson Reuters, Scopus, ISI Web of Knowledge.

Мониторинг рейтинговых исследований в период с 2014 по 2018 год показывает динамику роста качества образовательных программ подготовки специалистов и качества профессорско-преподавательского состава, что не исключает значительную заслугу в этом технологии ранжирования Независимого агентства аккредитации и рейтинга. В целом следует подчеркнуть значимость роли НААР в стратегическом развитии высших учебных заведений и оказании поддержки в самостоятельном выявлении вузом уникальных граней образовательных программ.

В условиях интеграции в мировое образовательное пространство переход Республики Казахстан на принципиально новую траекторию развития и использования цифровых технологий подчеркивает актуальность и значение цифровой технологии ранжирования НААР, которая включает отдельные аспекты вебометрики, исключает экспертные суждения и представляет объективную картину, что и вызывает доверие общества и организаций образования.

Национальный рейтинг востребованности вузов РК 2018 года определен с применением улучшенной версии цифровой программы ранжирования, что соответствуют цели и задачам Государственной программы «Цифровой Казахстан», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827.

Заявки на участие в Национальном рейтинге востребованности вузов РК-2018 представили 75 вузов республики, однако 17 организаций образования из-за некорректного заполнения были исключены. В национальный рейтинг вошли 58 вузов, из которых 6 национальных, 21 государственный, 7 акционерных и 24 частных вуза.

Особенностью технологии ранжирования 2018 года является то, что рейтинг позволяет систематизировать полученные результаты по 58 вузам, корректно выполнившим требования участия в ранжировании.

Результат цифрового ранжирования позволил представить нижеследующие данные и информировать абитуриентов, родителей, работодателей, широкую общественность и других заинтересованных лиц через СМИ, официальный сайт НААР www.iaar.kz, а также государственную электронную систему egov.kz:

Рейтинг вузов Республики Казахстан по образовательным прог­раммам бакалавриата (по направлениям).

Рейтинг вузов Республики Казахстан по образовательным прог­раммам магистратуры.

Рейтинг вузов Республики Казахстан по образовательным прог­раммам PhD докторантуры.

Эффективность и важность прог­раммы ранжирования НААР подтверждается тем, что ежегодный рейтинг содействует и позволяет вузу:

совершенствовать стратегию развития и определять новые прио­ритеты;

стимулировать участие образовательных программ в рейтинговых исследованиях на национальном и международном уровнях;

обеспечивать эффективный алгоритм взаимодействия вузов и работодателей с целью улучшения качества подготовки и практико­ориентированности выпускников;

увеличивать долю иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе, ориентированном на рост экспортного потенциала образовательного сектора Респуб­лики Казахстан;

повышать количество и обеспечивать качество совместных образо­вательных программ с зарубежными вузами в рамках реализации двухдипломного образования;

демонстрировать динамику рос­та качества образовательных прог­рамм;

 сформировать механизм повышения конкурентоспособности публикаций (роста индекса Хирша) преподавателей, докторантов и магистрантов.

Таким образом, Национальный рейтинг востребованности вузов РК-2018 является эффективным инструментом ранжирования и оценки, который способствует повышению конкурентоспособности и росту экспортного потенциа­ла образо­вательных услуг, ориенти­рованного на поддержку и продвижение культуры качества казахстанского образо­вания. Много­векторный рейтинг НААР, охватывая различные сферы деятельности вуза, позволяет получить детальное представление о потенциале, ресурсах и приоритетах его дальнейшего развития, а также содействует повышению престижа и узнаваемости учебного заведения. Все это является осново­полагающим фактором выбора для абитуриентов места учебы, для родителей, работодателей и общества – высокого доверия!

АВТОР:
Шункеев К. Ш., эксперт 1-й категории НААР, д. ф-м. наук, профессор
Ниязова Г. Б., руководитель проекта рейтингового исследования НААР