Пятница, Октябрь 30, 2020
Главная > Наука и инновации > Петроглифы грота-святилища Толеубулак

Петроглифы грота-святилища Толеубулак

Учёные  университета Жубанова совместно с сотрудниками Института археологии и его филиа­ла в Нур-Султане, Историко-краеведческого музея Актюбинской области, музея г. Уральска, Национального музея РК приняли участие в экспедиции по исследованию  памятников археологии в Мугалжарских горах Актюбинской области.

По данным Жакена Таймагамбетова, главного научного сотрудника отдела археологии и этнографии Национального музея РК, доктора исторических наук, профессора, академика НАН РК, основная цель – определение перспективных памятников для включения в туристический маршрут окрестностей сакрального объекта – грота Эмба по проекту «Петроглифы грота-святилища Толеубулак и его культурно-исторический округ». Проектом руководит директор филиала Института археологии Талгат Мамиров. В экспедиции принимали участие сотрудники Института археологии и его филиа­ла в Нур-Султане, специалисты АРГУ им. К. Жубанова, Историко-краеведческого музея Актюбинской области, музея г. Уральска, Национального музея РК.

Проектом руководит директор филиала Института археологии Талгат Мамиров. В экспедиции принимали участие сотрудники Института археологии и его филиа­ла в Нур-Султане, специалисты АРГУ им. К. Жубанова, Историко-краеведческого музея Актюбинской области, музея г. Уральска, Национального музея РК.

Впервые петроглифы в гроте Эмба-1 (Толеубулак), Эмба-2 (малый грот) и Эмба-3 (вне грота) были исследованы и отрисованы в 2000 году. Тогда в Мугалжарских горах проводила работы казахстанско-российская архео­логическая экспедиция Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и КазНУ им. аль-Фараби. Ученые выявляли и исследовали памятники каменного века Казахстана. Результаты этих изысканий опубликованы.

В полевом сезоне нынешнего года впервые велись раскопки на палеолитической стоянке Камыстыколь. Были выявлены десятки ранее неизвестных стоянок и местонахождений первобытных людей, на основе новой методики тщательно скопированы петроглифы.

Особый интерес представляют рисунки и гравировки в гроте Эмба и его окрестностях. Они уникальны. Аналогов на территории Казахстана им пока нет. Наличие местонахождений и стоянок ашельского времени, неолита, памятников эпохи бронзы, курганов эпохи железа и средневековья свидетельствует, что грот Эмба был пристанищем для человека на протяжении тысячелетий.

Однозначно, что рисунки ­создавались не для развлечения. Это была часть тайных, религиозных церемоний, без которых человек не мыслил благополучия и роста населения своей общины. Речь об обрядах, ритуальных магических дейст­виях, необходимых для продолжения рода, жизни. Сегодня это единственный в Казахстане грот с самыми ранними древними рисунками-петроглифами, имеющими сакральный смысл.

На протяжении длительного времени грот природного образования Эмба был своеобразным храмом древних насельников Мугалжар. Почему – понятно. В контактной зоне между степью и горами изолированно возвышающееся нагромождение из кварцитопесчаника с гротом привлекало древних людей. Обветренные тысячелетиями и покрытые местами зеленовато-рыжим лишайником камни и скалы и сегодня местами содержат одиночные знаки.

Однако основные рисунки нанесены на пол внутри грота. Вначале создается впечатление, что они нанесены хаотично, но при внимательном знакомстве можно выделить три плас­та «разновременных», судя по технике нанесения и сюжету, петрог­лифов. В самом верху линии и штрихи, линейно-штриховые композиции, ряд резных параллельных и субпараллельных линий, в середине – заполнена своеобразными овальными незамкнутыми фигурами с двумя линиями, проходящими через них, и в самом внизу – «чашевидные» углубления.

Некоторые рисунки основного грота содержат изображения, относящиеся к голоцену. Уникальность памятника в пересечении трех разных исторических эпох – мезолита, неолита и энеолита.

Рисунки нанесены на мягкую поверхность твердым предметом, скорее всего небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляют следы на кварцитопесчанике, так называемой углубленной техникой. Благодаря этому обстоятельству гравюры и сохранились до наших дней. Рисунки в святилище посвящены знакам и символам. Техника выполнения резная с последующей пришлифовкой некоторых деталей «чашеобразных» углублений.

Гравировки следует трактовать как символическое изображение «мужского» и «женского начала», культа плодородия, который известен еще с эпохи палеолита и долгое время не утрачивает своей значимости.

В палеолите знаки мужского и женского пола представлены значительным числом произведений искусства. Это было то время, когда обеспечение плодородия являлось одной из основных забот племени. Низкий уровень рождаемости и высокий – смерт­ности среди человеческих популяций приводил к увеличению значения такого культа. И грот Эмба использовался в качест­ве святилища, посвященного божест­вам плодородия. Гравировка применялась для создания своеобразных «храмов» древнего человека.

Символические изображения наполнены глубоким смыслом. По силе выразительности и технике нанесения они могут быть сравнимы, к примеру, лишь с гротом Каменная могила, что в Приазовье, рисунки которого датируются эпохой мезолита (10–12 тыс. лет назад).

Мы можем говорить о том, что петроглифы грота Эмба и его окрестностей являются памятником раннеголоценового времени и последующих эпох. В Мугалжарах зарождалось новое искусство, отличное от палеолитической пещерной живописи.

Археологические находки в виде многочисленных каменных орудий свидетельствуют о заселении Мугалжар человеком еще в ашельское время, а также о своеоб­разии развития культуры и о местных традициях искусства, развивавшихся в раннем голоцене.

К сожалению, по происшествии 20 лет со дня первоначального научного исследования, мы констатируем постепенное разрушение петроглифов большого и особенно малого грота. В частности, в результате вмешательства человека «выпала» целая скала с рисунками. Пока не поздно, необходимо придать микрорайону «Толеубулак» статус природного и историко-археологического заповедника, включив памятники в туристические маршруты и продолжив его дальнейшее изучение.

https://www.kazpravda.kz/news/ruhani-zhangiru/sokrovishcha-grota-emba