Учёные университета Жубанова совместно с сотрудниками Института археологии и его филиала в Нур-Султане, Историко-краеведческого музея Актюбинской области, музея г. Уральска, Национального музея РК приняли участие в экспедиции по исследованию памятников археологии в Мугалжарских горах Актюбинской области.
По данным Жакена Таймагамбетова, главного научного сотрудника отдела археологии и этнографии Национального музея РК, доктора исторических наук, профессора, академика НАН РК, основная цель – определение перспективных памятников для включения в туристический маршрут окрестностей сакрального объекта – грота Эмба по проекту «Петроглифы грота-святилища Толеубулак и его культурно-исторический округ». Проектом руководит директор филиала Института археологии Талгат Мамиров. В экспедиции принимали участие сотрудники Института археологии и его филиала в Нур-Султане, специалисты АРГУ им. К. Жубанова, Историко-краеведческого музея Актюбинской области, музея г. Уральска, Национального музея РК.
Проектом руководит директор филиала Института археологии Талгат Мамиров. В экспедиции принимали участие сотрудники Института археологии и его филиала в Нур-Султане, специалисты АРГУ им. К. Жубанова, Историко-краеведческого музея Актюбинской области, музея г. Уральска, Национального музея РК.
Впервые петроглифы в гроте Эмба-1 (Толеубулак), Эмба-2 (малый грот) и Эмба-3 (вне грота) были исследованы и отрисованы в 2000 году. Тогда в Мугалжарских горах проводила работы казахстанско-российская археологическая экспедиция Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и КазНУ им. аль-Фараби. Ученые выявляли и исследовали памятники каменного века Казахстана. Результаты этих изысканий опубликованы.
В полевом сезоне нынешнего года впервые велись раскопки на палеолитической стоянке Камыстыколь. Были выявлены десятки ранее неизвестных стоянок и местонахождений первобытных людей, на основе новой методики тщательно скопированы петроглифы.
Особый интерес представляют рисунки и гравировки в гроте Эмба и его окрестностях. Они уникальны. Аналогов на территории Казахстана им пока нет. Наличие местонахождений и стоянок ашельского времени, неолита, памятников эпохи бронзы, курганов эпохи железа и средневековья свидетельствует, что грот Эмба был пристанищем для человека на протяжении тысячелетий.
Однозначно, что рисунки создавались не для развлечения. Это была часть тайных, религиозных церемоний, без которых человек не мыслил благополучия и роста населения своей общины. Речь об обрядах, ритуальных магических действиях, необходимых для продолжения рода, жизни. Сегодня это единственный в Казахстане грот с самыми ранними древними рисунками-петроглифами, имеющими сакральный смысл.
На протяжении длительного времени грот природного образования Эмба был своеобразным храмом древних насельников Мугалжар. Почему – понятно. В контактной зоне между степью и горами изолированно возвышающееся нагромождение из кварцитопесчаника с гротом привлекало древних людей. Обветренные тысячелетиями и покрытые местами зеленовато-рыжим лишайником камни и скалы и сегодня местами содержат одиночные знаки.
Однако основные рисунки нанесены на пол внутри грота. Вначале создается впечатление, что они нанесены хаотично, но при внимательном знакомстве можно выделить три пласта «разновременных», судя по технике нанесения и сюжету, петроглифов. В самом верху линии и штрихи, линейно-штриховые композиции, ряд резных параллельных и субпараллельных линий, в середине – заполнена своеобразными овальными незамкнутыми фигурами с двумя линиями, проходящими через них, и в самом внизу – «чашевидные» углубления.
Некоторые рисунки основного грота содержат изображения, относящиеся к голоцену. Уникальность памятника в пересечении трех разных исторических эпох – мезолита, неолита и энеолита.
Рисунки нанесены на мягкую поверхность твердым предметом, скорее всего небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляют следы на кварцитопесчанике, так называемой углубленной техникой. Благодаря этому обстоятельству гравюры и сохранились до наших дней. Рисунки в святилище посвящены знакам и символам. Техника выполнения резная с последующей пришлифовкой некоторых деталей «чашеобразных» углублений.
Гравировки следует трактовать как символическое изображение «мужского» и «женского начала», культа плодородия, который известен еще с эпохи палеолита и долгое время не утрачивает своей значимости.
В палеолите знаки мужского и женского пола представлены значительным числом произведений искусства. Это было то время, когда обеспечение плодородия являлось одной из основных забот племени. Низкий уровень рождаемости и высокий – смертности среди человеческих популяций приводил к увеличению значения такого культа. И грот Эмба использовался в качестве святилища, посвященного божествам плодородия. Гравировка применялась для создания своеобразных «храмов» древнего человека.
Символические изображения наполнены глубоким смыслом. По силе выразительности и технике нанесения они могут быть сравнимы, к примеру, лишь с гротом Каменная могила, что в Приазовье, рисунки которого датируются эпохой мезолита (10–12 тыс. лет назад).
Мы можем говорить о том, что петроглифы грота Эмба и его окрестностей являются памятником раннеголоценового времени и последующих эпох. В Мугалжарах зарождалось новое искусство, отличное от палеолитической пещерной живописи.
Археологические находки в виде многочисленных каменных орудий свидетельствуют о заселении Мугалжар человеком еще в ашельское время, а также о своеобразии развития культуры и о местных традициях искусства, развивавшихся в раннем голоцене.
К сожалению, по происшествии 20 лет со дня первоначального научного исследования, мы констатируем постепенное разрушение петроглифов большого и особенно малого грота. В частности, в результате вмешательства человека «выпала» целая скала с рисунками. Пока не поздно, необходимо придать микрорайону «Толеубулак» статус природного и историко-археологического заповедника, включив памятники в туристические маршруты и продолжив его дальнейшее изучение.
https://www.kazpravda.kz/news/ruhani-zhangiru/sokrovishcha-grota-emba