Понедельник, Апрель 29, 2024
Главная > Новости > Гражданин. Патриот. Наставник

Гражданин. Патриот. Наставник

В декабре прошлого года не стало казахстанского ученого-философа, академика, общественного деятеля Амангельды АЙТАЛЫ. Имя и светлый образ человека-легенды, чей яркий след в истории страны неоспорим, остались в памяти современников. В нашей рубрике «Чтобы помнили» коллеги и ученики Амангельды Абдрахмановича делятся воспоминаниями о нем.

В жизни каждого человека обязательно встречается яркая личность, которая, как комета, оставляет неизгладимый след в формировании всей его дальнейшей жизни, профессионального мастерства и умения работать в коллективе единомышленников. Таких харизматических людей обычно называют Человеком с большой буквы, глыбой, титаном или просто Учителем.
Таким был Амангельды Абдрахманович Айталы. Выдающийся философ, демократически мыслящий, высокоинтеллектуальный эксперт в области гуманитарных знаний. Он был одним из самых известных отечественных специалистов по социальной философии.
Можно очень долго перечислять все научные направления, которые успешно предлагал, развивал и возглавлял Амангельды Абдрахманович, но хочу остановиться лишь на одном – Ұлттану (Нациеведение), которым он начал заниматься еще с середины 1980-х годов и на протяжении всей жизни уделял большое внимание. Будучи болен, свои последние дни он посвятил завершению монографии, которая вышла в свет в декабре 2022 года, уже после смерти автора.
Являясь инициатором и признанным научным авторитетом по изучению проблем формирования и развития этносов, межэтнических отношений, особенностей становления казахской политической нации, он внес основополагающий вклад в теорию национальной политики, межэтнического взаимодействия в многонациональном государстве, а также всячески способствовал его практической реализации в политической жизни страны. Научные искания Айталы были направлены на истоки философской истины, метафизического нравственного ее смысла в развитии этноса и нации.
В его работах, посвященных проблемам нациеведения, была заложена идея духовного диалога между разными этносами как идеи понимания философии межкультурного взаимодействия свободными личностями. По мнению А. Айталы, ұлттану является одним из основных направлений этнополитического образования. Поэтому в своей монографии он подробно останавливается на освещении таких проблем, как природа нации, нация и государство, нация и идеология, нация и культура, религия, национальное воспитание. Большое внимание уделяется историческим предпосылкам и теоретическим проблемам национального самосознания и этнической модернизации.
Убежденный сторонник демократических преобразований, А. Айталы стоял у истоков казахского парламентаризма, как депутат Мажилиса был инициатором многих прогрессивных законов, большое внимание уделял развитию казахского языка, национальной культуры и истории.
Невольно приходят на ум слова русского поэта А.С. Грибоедова, который тщетно вопрошал: «Где, укажите нам,
Отечества отцы, которых мы должны признать за образцы?».
К счастью для нас, современников и учеников, таким примером высокого служения Родине и народу является достойный сын казахского народа, педагог и ученый, политический и общественный деятель, гражданин и патриот, учитель и наставник Амангельды Абдрахманович Айталы.

Балжан ДАВЛЕТЬЯРОВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры АНК и СПД АРУ имени К. Жубанова


Слово об Учителе

Уже сто дней как Амангельды Абдрахманович находится в Обители Вечности, но свое бессмертие он передал нам через сферу образования и воспитания, которой посвятил всю свою жизнь.
Амангельды Абдрахманович был моим научным руководителем, сумевшим открыть дорогу в сферу образования и научного познания.
Обычно студенты на первых занятиях по философии любят задавать вопрос: «В чем смысл жизни и предназначение человека?». Я бы на этот вопрос ответил сквозь призму личностного бытия своего Учителя – Амангельды Абдрахмановича. Большую половину жизни он проработал в сфере образования, а именно в нашем родном университете, где смог показать всю полноту процесса.
Образование направлено на формирование и воспитание человека как личности, на формирование социальной базы общества, и на этой стезе Амангельды Абдрахманович оставил неповторимый след.
Все его лекции, научные статьи, сообщения и доклады вызывали восторг у студентов и слушателей. Мне кажется, Амангельды Абдрахманович видел смысл жизни именно в этой сфере, ведь только так можно по-настоящему заботиться о людях, передавать им бесценную сокровищницу знания.
Учитель был убежден: сфера познания вдохновляет человека на открытия и открывает ему бесконечность объективной действительности. Амангельды Абдрахманович, на мой взгляд, дал понять многим слушателям, что вкусить плоды с дерева познания – это не каприз человека, а один из основных законов жизни.
Познавательные ценности были для него не только целью, но смыслом и идеалом жизни. Он умело сочетал в себе аспекты универсального и уникального. В нем уникальность проявлялась в поступках, поведении и действиях, в отношении к работе и другим людям.
Он не только как профессор-преподаватель, но прежде всего как личность был внутренне ответственен за свои поступки и открытия в сфере научно-образовательного процесса. Он сильно переживал из-за постоянных реформ в сфере образования и всегда в личных беседах подчеркивал их сложность. Подчеркивал роль учителя, о том, что его личность и идеи существенно влияют на подрастающее поколение.
Возможно, прав был древнегреческий философ Платон в том, что идеи и мысли бессмертнее нашего сознания и еще будут звучать в мировом эфире и тогда, когда, может быть, уже и следа не останется от пребывания человека на планете Земля.
Нурбек НУРГАЛИЕВ,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры АНК и СПД АРУ имени К. Жубанова


Люди уходят, а мудрость остается

Я благодарю судьбу за счастливую возможность быть коллегой Амангельды Абдрахмановича Айталы. Выдающийся ученый, педагог, политик, общественный деятель и наставник оставил глубокий след как в моей судьбе, так и в жизни нашего университета и страны.
В становлении и развитии моего творчества он сыграл одну из ключевых ролей. Амангельды Абдрахманович до последних дней всего себя посвящал работе и студентам.
После себя он оставил книги, наполненные глубоким жизненным смыслом. И это не просто изложение каких-либо явлений и процессов. Это взгляд на жизнь через призму личного опыта и постоянного общения с соотечественниками.
Мы часто беседовали с Амангельды Абдрахмановичем, и он всегда старался дать личную неординарную оценку тем или иным социально-политическим, экономическим и культурным явлениям. Особо его волновали вопросы национального и религиозного возрождения.
То духовное наследие, которое философ оставил в виде многочисленных статей, монографий, мемуаров и очерков, новое поколение ученых с большим удовольствием продолжает изучать и переосмысливать.
Дмитрий МАЦЮК,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры АНК и СПД АРУ имени К. Жубанова

//avestnik.kz/