Пятница, Апрель 26, 2024
Главная > Новости > Национальная культура и национальная интеллигенция

Национальная культура и национальная интеллигенция

Умбеткан Сарсембин,

кандидат философских наук

В историческом пространстве культуры любого народа, в духовной жизни государства движущей силой его развития, особенно в его истории, является то, что занимает особое место — интеллигенция, деятельность интеллигенции, особенно то, что в их деятельности есть особое явление.  Из истории известно, что культура каждого народа приносит в общество разумных людей для своего будущего. Сама культура развивается через духовный уровень общества. В частности, движущей силой в развитии культуры нации всегда является духовно-творческая активность поколения, которая формируется на основе характера нации, условий ее жизни и опыта. Без духовной активности поколения, в том числе традиций интеллигенции, культурные ценности не сформировались и не распространились равномерно по всей нации. Как говорил наш предок Аль-Фараби, в основе достижения государством высокой культуры лежит признание блага общества (людей), правильный выбор путей его достижения, интеллектуалы, достигающие цивилизации в этом обществе и интеллектуальная деятельность поколения. Интеллектуальная деятельность – это профессиональная творческая деятельность человека, состоящая из духовных качеств, подкрепленная основами исторического и национального сознания. В интеллектуальной деятельности наряду с чертами личности выделяются творческие качества человека. Формирование характеристик национальной интеллигенции и превращение ее во всеобщее благо определяет начало и этапы развития исторического времени. Интеллектуальный опыт, сформированный в ходе становления истории и культуры нации, обосновывает и особенности формирования личных традиций в жизни ее общества. Явным признаком начала истории нации является историческое сознание.

Эти черты исторического сознания стали явлением культурного развития в каждом регионе со своими особенностями. По мнению известного историка Хангельды  Абжанова, «жизнеспособность и значение государства определяются совокупностью внутренних процессов, проникнутых духом народа, интеллигентностью его личностей и дальновидностью властей. Главное богатство государства — люди. Сила и крепость ее народа – государство. Обычно социальной основой является коренное, автохтонное население. Именно поэтому мы можем наблюдать преемственность и преемственность в материальном и нематериальном, духовном, политическом, языковом и даже антропологическом характере и облике. Это свидетельства преемственности линии истории и времени на территории государства» [1, с. 4]. Учитывая, что проблема, стоящая сегодня перед наукой, определяется принципом переосмысления основ развития общества (необходимого опыта), мы видим, что феномен интеллигенции, особенно особенности формирования национальной интеллигенции, есть явление, присущее любая культура. То есть там, где есть нация, особенно там, где сохраняются ее интересы и государство, выделяется феномен интеллигенции. По этой причине в любую историческую эпоху те, кто смотрит на интересы государства, прежде всего, стараются разрушить его духовный потенциал. Духовная возможность для общества, государства, национальных ценностей, людей, пропагандирующих национальные ценности, защищающих интересы страны.

В то время как национальная интеллигенция является основным продуктом культуры нации, одним из ее главных явлений, особенности ее формирования тесно связаны, прежде всего, с природой и историей нации. Как минимум надо учитывать природу и культуру нации. На наш взгляд, природа и культура нации, история, на которой она формируется, отечество, влияющее на развитие государства, его природно-климатические условия. Об этом писали и алашские интеллектуалы.

В статье «Шаруашылық өзгерістер», опубликованной в нескольких номерах газеты «Казах», издаваемой алашской интеллигенцией, наша интеллигенция сделала научный вывод о факторах, влияющих на формирование культуры любого народа. В современных условиях, если изучать особенности формирования культуры нации и деятельности интеллигенции, являющейся ее представителями, по-прежнему актуальны научно обоснованные выводы алашской интеллигенции. Казахстанские интеллектуалы проанализировали взгляды мировых ученых на понятие культуры и цивилизации, заявив, что «естественное состояние, частота страны, имя мастера, вот первопричины экономических изменений. Под ними находились второстепенные факторы: переход власти от одного народа к другому, распространение культуры, заботы государства, политика. Понятно, что бразды правления одной нации подчиняются другой. Не так уж и очевидно, что один человек правит так по-разному. Вопрос о том, почему правление одного народа не то же самое, что правление другого, вызывает большое беспокойство. На сегодняшний день единого мнения по этому вопросу нет. В этом сложность проблемы. Проблема в том, что жизнь людей состоит из разных обычаев, разных взглядов, разных людей, разных подходов. Кроме того, охватываются такие вещи, как религия, желание, интеллект и настроение. Закон, политика, экономика, религия, интересы так же различны, как и правительство. Трудная задача выяснить, кто из них является загадкой друг для друга», — писали алашские интеллектуалы [2, с.252]. Интеллигенция нации, регулирующая общество. Регулирование общества означает, что формы общественного сознания функционируют на своем уровне в соответствии с национальными интересами. Исторический опыт оказывает на это непосредственное влияние. По мере того как исторический опыт становится историческим сознанием общества, его внутреннее состояние развивается устойчиво и целостно.

Если мы посмотрим на высказывания алашской интеллигенции об истории, особенностях исторического развития человеческого общества, то невозможно смотреть на особенности культуры нации и формирования ее личности, тем более ценности, которые определяют его личность. Прежде всего необходимо знать природу края, основы формирования природы и культуры нации в соответствии с родиной. Для этого, то есть понять (познать) природу культуры, необходимо изучить ее историю, ее духовные корни. Потому что поколение живет в соответствии с условиями родины (природы), природной средой, которая требует жизненного опыта. В связи с этим алашская интеллигенция еще раз сказала: Прежде чем решить, почему жизнь или управление одного человека будут отличаться от другого, необходимо решить, почему внешний вид, характер, поведение и поведение одного человека отличаются от других» [2, с. 252].

Действительно, различия во взглядах интеллектуалов на культуру могут быть обусловлены их естественной средой обитания. Если рассматривать ранние этапы человеческой культуры, то выделяются культура каждого региона, каждого народа и законы природы, способствующие формированию и развитию личности. По мере того, как природная среда нации становится более обширной и засушливой, растет и ее культура и индивидуальность.

Известно, что главной силой, повлиявшей на развитие человеческой культуры и возникновение цивилизации, было укрощение лошади, произошедшее около пяти тысяч лет назад на сегодняшней казахской земле. Поэтому если искать корни формирования сознания в интересах страны, то наиболее очевидным является казахская культура верховой езды. По мнению наших историков, «будущее страны, не способной защитить себя, безрадостно. Вооруженные силы нужны и империи, и молодому государству. Есть правило, что страна, которая не может содержать свою армию, будет поддерживать чужую армию. Эти принципы были сразу же поняты древнетюркским обществом. Ведь рождение древнетюркского государства, его территориальная экспансия, освобождение в борьбе с табхами, признание своих соседей — все это было результатом победоносных конфликтов и войн, закончившихся победой Вооруженных Сил. Древние тюрки внесли большой вклад в человеческую цивилизацию. Один из них уникален — наследие военной тактики, стратегии и боевых искусств» [1, с. 8]. В историческом пространстве нашей национальной культуры, в аспектах интеллектуальной деятельности, восходящих к древней истории, наши предки формировали опыт гармонии с природой, тем самым обеспечивая устойчивое развитие культуры нации, государства. Главной и единственной из них была борьба и героизм. В казахской истории каганы, ханы, батыры и танцовщики становились героями в защиту национальных интересов. Мудрость и героизм стали ключом к их личности.

Пьедестал родной культуры всех народов и этносов выделяется своим мировоззрением и жизненным опытом. Верно, что в сохранении культуры нации через территорию, на которой она проживает, или через дух культуры формируется опыт жизни в гармонии со своим мировоззрением. Интеллигенция, напоминающая обществу миры, которые в исторических условиях обеспечивают целостность национальной идентичности.

Народы, проживающие на такой большой территории, как казахи, избрали кочевой образ жизни. Известно, что при владении большой территорией особое место занимает вопрос воли, ума, исторического сознания. Национальный интерес – это место, где встречаются и уравниваются исторические сознания любой нации. По этой причине следует отметить, что в связи с этим существует несколько подходов к изучению феномена интеллектуалов в культуре. Во-первых, богословский подход. То есть язык и менталитет каждого народа разные, причины и закономерности формирования зависят от реалий природы. Во-вторых, точка зрения, исторически обосновывающая законы эволюции. Согласно этому выводу, особенности формирования человека, характер личности во многом зависят от территории и духовности нации. В-третьих, философско-антропологический вывод. В настоящее время известно, что в мире человечества идет масштабное изучение феномена культуры, особенно феномена интеллигенции, на исторической основе, в связи с явлениями глобализации. Следует отметить, что это проблема, связанная с бурным развитием современной науки. Экологические проблемы, ставшие загадкой в ​​мире человечества, ставят задачу переосмысления исторического феномена интеллектуальной деятельности.

Все мы знаем, что именно интеллект интеллектуалов определяет силу общества в любую эпоху. Короче говоря, духовная глубина общества отражается в сознании интеллектуалов. Поэтому недостаточно совмещать место любого исторического времени и культуры в мире с его материальными богатствами и наукой. Важно изучение опыта нации, особенно общего дома поколения как нации, государства, национального интереса, его сохранения и укрепления. Главной ценностью для государства, думающего о своей независимости, является земля, история, язык, традиции, культура, религия и т. д., возникающие при ее защите. Всегда важно, чтобы достояние этого народа стало исторической памятью и сознанием будущих поколений, в том числе опытом в этой области.

Причина пробуждения интеллигенции в том, что закономерность может иметь место на разных уровнях культуры каждого региона. Например, в древнегреческой культуре просвещение таких мыслителей, как Сократ, было направлено на отвлечение общественного сознания от негативной идеологии. То же самое было и с европейской культурой в средние века. И в культуре тюрков, особенно в нашей культуре, интеллектуальная деятельность часто находит отражение в правильном выполнении практик в традициях защиты страны и ее интересов. У них тоже был город. Но во всех случаях основная часть интеллектуальной деятельности, особенно опыт защиты интересов страны, основывается на пропаганде национального самосознания и национальных дел.

В социальном познании саков и тюрков человек, руководящий своим обществом, должен пройти школу исторической жизни. Мы говорим это потому, что выводы западных ученых девятнадцатого и двадцатого веков относительно феномена интеллектуалов в историческое время нуждаются в пересмотре в наше время. Например, «Предположим, что где-то в Азии под завалами находится городское поселение, полное интересных вещей, но его стиль прямо или косвенно не указывает на время его существования. В таком случае этот пережиток прошлого, часто ценный и важный, не может быть историческим фактом. Поскольку оно находится не в конкретном времени, а во времени общем, оно остается в исторически пустом пространстве», — говорил Георг Зиммель, один из представителей новой кантовской школы [3, с. 56]. Известно, что такие выводы или взгляды задерживают философское изучение явлений в историческом пространстве и культуре нации, особенно тех, которые являются ее движущей силой. История — это борьба, разделение черного и белого — это мир, который унаследуют будущие поколения. Тем более при изучении истории кочевых народов необходимо не только изложение фактов, но и внимательно изучать историческую память, типы духовности.

Аль-Фараби является одним из крупнейших представителей тюрко-казахской культуры в этой кочевой жизни. Он родился на казахской земле, поднялся из города Отрар к вершинам цивилизации. Хотя город был разрушен, его личность, деятельность и представители мира не будут уничтожены. Не говоря уже о том, что только культурная среда Отрара, тюркская культура в целом и ислам способствовали формированию мыслителей, которые принесут пользу миру. Аль-Фараби, благодаря своей родной культуре, исламу, внес новые произведения в человеческую культуру. Об этом, в частности, свидетельствуют все его произведения, его работа над музыкой.

Подавляющее большинство западных ученых прошлого века игнорировали роль интеллигенции в культуре народов мира, связь интеллигенции с собственной культурой. В большинстве случаев историческое пространство культуры рассматривается только с точки зрения специфики их регионов. Согласно исследованиям алашской интеллигенции, следует отдавать приоритет особенностям мудрости общества каждого региона и основам формирования его культуры. В связи с этим считаем, что при изучении феномена интеллигенции в культуре необходимо привести взгляды наших отечественных ученых, которые говорили о роли мыслителей средневековой тюркской культуры в мировой культуре. В статьях востоковеда Абсаттара Гаджи Дербисали о нашей истории содержатся следующие новые факты: В результате гении средневекового Казахстана и Средней Азии: Абу Насир аль-Фараби (870-950), Абу Якуб Сирадж ад-дин Юсуф бин Абу Бакр бин Мухаммад бин Али аль-Хорезми ас-Саккаки (1160-1299), Сагад ад-дин Масуд бин Умар ат-Тафтазани (1322-1390), Абу аль-Касим Махмуд ибн Умар ибн Ахмад аз-Замахшари аль-Хорезми (1075-1144) и другие. …Также я видел труды двух средневековых братьев [Ала ад-дин ас-Сайрами — XIV век] и [Саиф ад-дин ас- Открытие трактатов Сайрами ал-Масри ал-Ханафи] тоже можно считать великим событие..].

Важно иметь в виду, что религия и культура являются основными факторами, влияющими на формирование мыслителей в любой культуре, независимо от их культуры. Великий продукт разума всегда был в истории, основанный на традициях мудрости и мысли. Западные ученые часто (как упоминалось выше) объединяют культуру, особенно культуру своего региона, с христианством. Вклад аль-Фараби в человеческий мир, религию и культуру тюрков в их публикации мало упоминается в истории. В результате известно, что тюркская культура представлялась регионом за пределами постцивилизации. Наверное, за этим стоит политика. «В современной истории великие короли побеждали либо мелких королей, либо культурно низших. Менее культурные люди были более способны усваивать свою культуру, чем хозяйства более культурных, и их хозяйственная жизнь прогрессировала или не могла сосуществовать с ними» — писали алашские интеллигенты» [2, с.523].

По мнению алашской интеллигенции, история – это книга творения, мир, который учит правильному пути будущих поколений, летопись нации. Что противоречит природе и процветанию страны, что влияет на зарождение истории, на способность поколений с ней справляться. Дух исторического сознания находит отражение и в интеллектуальном сознании народа. Направление и виды интеллектуальной деятельности в жизни государства могут быть разными в каждом столетии, в контексте событий того времени. Но именно национальное сознание интеллигенции продвигает общество, опираясь на культуру, способствует сохранению независимости государства и на этой основе продолжает традиции в истории нации. Социальное познание на основе национального сознания интеллигенции.

Представители национальной интеллигенции неравнодушны к состоянию общества. Интеллектом мы называем наличие всех личностных качеств, начиная с воли. А разум происходит от равнодушия к тому, что происходит в духовной жизни общества и угрожает будущему нации. Например, в древней Греции, древнекитайской и индийской культурах сознание, породившее интеллектуальную деятельность, во многом было результатом изучения и урегулирования внутренних противоречий в обществе.