Пятница, Апрель 26, 2024
Главная > Новости > Как обучить лучших технарей

Как обучить лучших технарей

В свои 70 лет Ахмет Жакиевич Мурзагалиев точно знает как в течение четырех лет создать из юного выпускника школы квалифицированного и конкуретноспособного инженера-технаря. Ведь он трудится в сфере высшего образования уже 43 года. Причём является одним из основателей технического факультета в Zhubanov University.

Сам Ахмет Жакиевич пришел в эту сферу неспроста. С детства увлеченный строением машин и сельской техники, он знал, что это точно его жизненная профессия. Окончил Западно-Казахстанский сельско-хозяйственный институт. Сочетая теорию с практикой, учёный все эти годы проработал в ВУЗе. Он автор 60 статей, 4 монографий, 3 патентов и 4 авторских свидетельств. Обладатель Почетной грамоты МОН РК (2011 год).
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт. Транспортная техника и строительство» Zhubanov University Ахмет Мурзагалиев делится с читателями нашего издания полезными советами по подготовке лучших кадров.

Как обучить лучших технарей

Высшее техническое образование — это узкоспециализированное, прикладное​ направление подготовки кадров. Здесь, кроме наиболее известных в широком понимании качеств специалиста, как точное, логическое мышление, внимательность, пунктуальность, очень важно обратить внимание на наличие особенного фактора, как взаимосвязь человека с технической системой, специальным оборудованием в различных сферах деятельности специалиста. Ведь нарушение регламентированного порядка действий со стороны исполнителя зачастую может привести к нарушению правил безопасной эксплуатации, за которым следуют необратимые последствия глобальных масштабов.

Вчерашний выпускник школы, попавший в бурлящий водоворот событий вузовского учебного процесса, совсем не схожего со школьной системой образования, попадает в неопределенную среду, где каждая кафедра, каждый преподаватель​ предъявляют к нему свои специфические требования. Отсюда следует практический вывод о необходимости соблюдения​ в структурных подразделениях факультета единых по форме​ ​ алгоритмов прохождения​ каждой ступени процесса получения знаний студентом. Сюда можно отнести требования по структуре и формам отчетностей всех видов, публичная защита расчетно-графических работ, курсовых проектов, работ, отчетов по практике, ведение в обязательный перечень вопросов обработки полученных данных и их анализа и др.

Условием качественной подготовки технических кадров является реализация в вузе практико-ориентированного подхода к образованию. Как раз в этом вопросе преуспел наш Zhubanov University. На техническом факультете хорошо отработаны принципы дуального образования на базе современной материально-технической базы, внедрены инновационные методы организации учебного процесса как в лекционных и учебных лабораториях, так и на постоянно-действующих филиалах на производственной базе профильных предприятий. Заключены меморандумы, договора с крупными промышленными предприятиями и организациями региона металлургического кластера, производственными объединениями нефтегазового сектора, строительными фирмами и транспортного комплекса, энергетических служб​ региона и города. Образовательные программы по всем специальностям согласуются с представителями производственных структур, в учебные программы включены​ дисциплины, рекомендованные производством, определенные виды практик проводятся на базовых предприятиях и т.д.
В нашем вузе совершенствован процесс обучения будущих технарей и за счет привлечения ведущих специалистов предприятий АЗФ АО «ТНК Казхром», АО «Актюбинского комбината нерудных материалов (АКНМ)», АО «СНПС АМГ», АО «Каспийнефть ТМЕ», ТОО «ЭкоЭкспресс Актобе», ТОО «ТanaCom», AO «KEGOG», ТОО «Казақавтожол», ТОО «Актюбинское ПАТП», АФ РМК АО «Казахстанский институт стандартизации и сертификации», РМК «Национальный центр дорожных активов», ТОО «Автопарк», филиал «Акюбинское отделение железных дорог» АО «КТЖ-Грузовые перевозки», ТОО Производственный кооператив «Нектар», ТОО «Темирбетон», ТОО «Актюбинский региональный индустриальный технопарк», ТОО «Центр национальных дорожных активов».

А производственные практики студентов проводятся в на базах более двадцати предприятий и крупных отраслевых компаний, таких как​ Донской горно-обогатительный​ комбинат, ТОО «Актюбинская медная компания», АО « Интергаз орталық», АО «Каспий нефть» и др.

Такая форма подготовки технических специалистов позволяет учесть интересы трех сторон, имеющих отношение к образовательному процессу: государство, учебное заведение и работодатели.

Следует отметить активную деятельность администрации факультета по укреплению материально-технической базы кафедр. В течение последних лет проделана значительная работа по приобретению необходимого оборудования и учебных комплексов, программного обеспечения, достаточного для организации учебного процесса​ в разрезе специальностей на данный момент.

Создание собственной лабораторно-практической базы кафедр имеет​ большое значение для повышения​ ​ общетеоретического уровня. Здесь будущие специалисты получают знания и навыки научного анализа процессов, могут убедиться в действии​ базовых законов и теоретических положений​ дисциплин практической деятельности.

Также нами подготовлен проект создания специализированной​ лаборатории инновационного типа по дисциплинам прикладной механики, как детали машин, теоретическая механика, теория механизмов и машин, сопротивление машин.
В будущем хотелось, чтобы на базе университета была открыта лаборатория метрологического обеспечения научных исследований (МОНИ), снабженная комплектом инновационной измерительной аппаратуры, средствами и необходимым оборудованием.

Усиление качественного состава ППС кафедр на данный момент решается налаженной государственной системой подготовкой магистров и PhD – докторов. Отметим , что на данный момент на факультете​ 14 молодых преподавателей и сотрудников обучаются по программе магистратуры и докторантуры, 4 доктора Ph.D​. работают на кафедрах.

В эпоху Интернета, IT – технологий и автоматизации и роботизации производственных процессов, необходимо постоянное совершенствование профессиональных качеств и компетенций, именуемого в официальных источниках «lifelong learning» — системой​ обучения в течение всей жизни. Надо научить студентов этой неизменной теореме успеха.

Наши коллеги понимают  необходимость перевода подготовки технических кадров на качественно новый уровень, с учетом перспектив развития и требований производства.

Газета Zhubanov University, №4(484), 2023