Среда, Май 1, 2024
Главная > Новости > Наурыз в культуре казахов: некоторые этнографические особенности изучения праздника

Наурыз в культуре казахов: некоторые этнографические особенности изучения праздника

Возрождение праздника Наурыз, проведение его на официальном государственном уровне начинается в Казахстане с 1988 г. Хотя в советском союзе этот праздник был как бы под запретом, однако, как показывают исследования, в сельской местности проведение Наурыза ни когда не прерывалось. Естественно, по масштабу празднований, он уступал традиционному периоду истории Казахстана (XIX – нач. XX вв.).

Бекназаров Р.А. – и.о. ректора

Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова, д.и.н.

 

 

В целом, казахами Наурыз (пер. с перс. ноу – новый, руз – день) воспринимается, как у всех соседних восточных народов, началом нового года (жаңа жылдың басы), праздник весны, пробуждения и обновления природы после зимы. Празднование традиционно выпадает на 22 марта (по старому летоисчислению на 9 марта) и называют его «Ұлыстың ұлы күні», «Ұлы мереке». По мнению этнографа А. Тохтабая, который ссылается на Шакарима Кудайбердиева, изначально казахи, как и их предки, праздновали весенний день равноденствия под старым названием – Ұлыс. Лишь после известных трагических событий казахско-джунгарских войн и годов бедствия XVIII в. (Ақтабан шұбырынды), когда большая часть казахских племен была вынуждена откочевать на территорию Средней Азии, оттуда и было привнесено в казахскую культуру в последующем название Наурыз [1, с. 12].

Существуют и другие версии происхождения названия праздника. Например, по данным народной истории – шежире казахов Младшего жуза Кайкы Бекжанулы отмечается, что «у Казака было два сына: Наурыз и Алаш».

Қазақтан Наурыз, Алаш екеу екен,

Наурыздың деп айтады үлкен жасы

Ұрпақсыз өлген Наурыз жазғытұры,

Келел жыл көктемде оның беріпті асын.

Қазатың балалары содан бері, «Наурыз» деп қойыпты атап жылдың басын [2, 106–107 бб.].

От Казака было двое – Наурыз и Алаш,

Старшим по возрасту был Наурыз,

Умер Наурыз весной, не оставив потомков,

Через год весной дали ему поминки.

После этого дети Казака,

Стали называть начало года «Наурыз»

Приведем теперь пример из шежире китайских казахов[1]

«Давным давно жил на свете старик Желтоксан. У него было 90 сыновей, отсюда 90 дней считаются в году днями зимы. Среди 90 сыновей у него была единственная дочь Бикеш. У старика было шесть жен, первую из которых – байбише звали Наурыз.

Когда пришло время, Желтоксан, сделав свадебный той, выдал замуж свою единственную дочь. По казахским традициям мать Наурыз сопровождала и жила вместе с дочерью 5–10 дней в доме у сватов. По возвращению домой, она, чтобы исполнились все ее благопожелания дочери («тілеуімді алып кетпесін»), впервые всем своим аулчанам раздала сварив похлебку – коже (көже). И якобы с этого времени эта традиция закрепилась в казахском обществе, получив название «Наурыз мейрамы» – «Праздник Наурыз». С этого периода Наурыз празднуется после завершения 3 месяцев зимы примерно 20–22 марта, когда теплый весенний ветер начинает осушать поверхность земли» [3].

Безусловно, праздник тесно связан с народным календарем, народной астрономией, особенностями погоды – солнечным светом (ұт), плеядой звезд (үркер), цикличностью природных циклов (амал) и многое др. От того как складывается погода в начале года, могли давать прогноз на предстоящее лето, год, что, естественно, хорошо фиксируется в народной памяти в форме легенд.

Продолжим повествование из шежире китайских казахов. «В первую ночь свадьбы у жениха, в суматохе хлопот, оказывается, была забыта и оставлена под седлом одного из коней, который под утро замерз от сильного мороза (қантарған аты аяздан қатып қалған екен). С этого периода начало зимы стали называть «қантар» (қыстың басы қантар)[2].

Отец Бикеш – Желтоксан – для приданого дочери специально подготовил, отобрав, табун из 40 яловых кобыл (қысырақ). Однако, в тот год после суровой зимы холодной весной все 40 кобыл пали. После этого в народе, якобы, надолго закрепилось выражение «весной сорок дней суровый сауир (апрель)» («көктемгі қырық күн қара сәуір»).

У Бикеш было два младших брата – Акпан (Ақпан)[3] и Дакпан (Дақпан), которые на период свадьбы ушли на охоту. Вернувшись, они узнают, что их единственную сестру засватали и провели свадьбу без них, что, естественно, их сильно разозлило (бізді күтпедіндер, біз жоқта той жасапсындар). Отсюда в народе говорят, что закрепился в природе название амала – «Акпан-Дакпан 6 дней, всего с одним морозным днем 7 дней» («Ақпан-Дақпан 6 күн, аязымен 7 күн»)» [3].

Безусловно, важными атрибутами Наурыза считаются такие традиционные символы, как особое приветствие родственников и знакомых (көрісу), приготовление похлебки – коже (көже), использование для этого посуды – казана, народные гуляния, игры молодежи и мн.др.

Раз в году на Наурыз люди здоровались двумя руками (қос қолдасып амандасты), при этом мужчины обнимались, прикасаясь к друг другу грудью (төс соғыстырады), женщины просто обнимались (құшақ айқастырады) [4, с. 22].

Коже должно было состоять из семи ингредиентов – воды, молока, мяса зимнего забоя (соғым еті, сүр ет), сыра (құрт), злаков (рис, пшено, пшеницы), растительных добавок, как лук или морковь, а также соли. При этом сохранялось простое соотношение старого и нового, красного и зеленого и т.д. Все это, естественно, варилось в большом объеме в казане. Коже раздавалось всем соседям и родственникам, считалось, что чем больше будет приготовлено коже, тем больше благодати будет этой семье в новом году.

В связи с употреблением коже в Наурыз интересно сообщение Даутжана Токсабаулы, что среди китайских казахов продолжительное время существовал обычай в этот праздник избирать из среды десяти человек одного «дома» (ударение на «О»). Например, был такой «дома» Омарбай. Его специально приглашали на праздник, снимали с лошади, сожали на почетное место в юрте. Он должен был выпить столько коже, сколько ему преподнесут во время праздника. Если он не справляллся с этой задачей, то «дому» переизбирали [3].

Другой особенностью этнографического изучения праздника Наурыз является присутствие таких мифических персонажей, как Кызыр ата (Қызыр ата) и Әз. Первый воспринимался в образе глубокого старца, который в ночь с 21 на 22 марта обходил природу, мог зайти в любое жилище в гости, предпочтение при этом он отдавал тем людям, которые содержали свое жилище и двор в чистоте, приготовили чистую еду, носят чистую, новую одежду и т.д. И если Кызыр ата обращал внимание, то человек считался обеспечен благосостоянием на целый год. В местах, где он проходил, мерзлая земля начинала таять и прорастала трава, и, якобы, камень начинал плавиться. До сих пор об утверждении в природе весны присутствует выражение «День когда расплавился даже мрамор Самарканда» – «Самарқанның көк тасы еріген күн».

Другим новым персонажем, выявленным нами в 2010 г. является образ Әз. «Мужа Бикеш звали «Әз». Жених должен был прийти к тестю. Имеется выражение «Когда приходит Әз – это одновременно и старое и новое. Завершение старого года и начало нового года» («Әз келгенде – бір ескі, бір жаңа. Көне жылдың шығысы, жаңа жылдың кірісі»).

В старину говорили:

 «Настало время Әзіс»

«Не стриги (в этот период) ногти – руки дрожать будут»

«Не стриги волосы – голова дрожать будет»

«Әз ударил»

«Әзіс уағы болып қалды»

«Түйяқ алма – қолың қалтырайды»

«Шаш алдырма – басың қалтырайды»

«Әз соғып кетіпті».

О прибытии Әз можно было заметить только по овцам. Овцы пугались и начинали метаться в загоне (дүр етіп – бір үркіп қалады)» [3].

Таким образом, возрождение праздника Наурыз в Казахстане, дает возможность изучения ее как фономена казахской культуры, уходящего своими корнями в далекое прошлое. Специалистам этнографам предоставляется возможность фиксации старых и новых атрибутов праздника, связь его с вопросами религии, приспособления ее государственной идеологии и т.д., что, естественно, обогащает Наурыз в целом как народный праздник.

 Кстати, в Южном Казахстане существует своя легенда о появлении этого праздника. По словам аксакала, с которым я беседовал в 50-е годы, в давние времена жили два брата — Наурыз и Созак. У младшего, Созака, была большая семья, дети, были потомки. А у старшего дети умирали во младенчестве. Когда Наурыз состарился и готовился отойти в иной мир, то призвал брата и попросил, чтобы в день его смерти люди справляли поминки. Но без плача и горестей, а с играми и весельем. Наурыз скончался с 21 на 22 марта. И с тех времен казахи празднуют Наурыз мейрамы.

[1] Материалы этнографической экспедиции в Алматинскую область по изучению культуры казахов-репатриантов (оралманов) из КНР по программе ПФИ «Казахи Китая» (рук. проекта д.и.н., профессор С.Е. Ажигали). Информатор – Даутжан Токсобаулы, 1949 г.р., представитель казахского рода найман–матай–кызай. Образование среднее. В КНР работал экономистом. В Казахстан переехал в 2006 г., сейчас занимается скотоводством в Алматинской обл., Жансугуровском р-не, на зимовке Тайвань (название зимовки было дано в 60-е годы первыми казахами-репатриантами из КНР и обозначает с китайского «дальняя, крайняя точка, зимовка»).

[2] В народном календаре кантар соответствует январю.

[3] В народном календаре акпан соответствует февралю.

 

Бекназаров Р.А.
и.о. ректора Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова, д.и.н.

https://bilimdinews.kz/?p=142492&fbclid=IwAR0_iQwO3ACcXdRloiQnKa728LGFbGOGfm9_fmmsfqo6q0mhvzDYnO6BUKg